Эксперт рассказал, какие источники энергии в будущем вытеснят нефть
Пик потребления нефти, скорее всего, случится в первой половине 2030-х годов, однако она никуда не исчезнет из мирового баланса топлив до середины 21 века, рассказал «Вести Ямал» заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, кандидат экономических наук Валерий Семикашев.
По его словам, причиной спада потребления нефти послужит не ограничения по производству, а изменение спроса, которое произойдет как из-за повышения эффективности традиционных автомобилей, так и за счет ухода на электрокары, а также улучшения организации транспорта.
Тем не менее, утверждает эксперт, еще 20-30 лет из нефти будет производиться большая часть авиатоплива, значительная часть топлива для судов и грузовиков, существенная часть моторного - для легковых автомобилей, и даже часть котельно-печного. Кроме того, нефть, как и газ, по прежнему будут основными источниками для производства всей нефтехимической продукции (прим. - или всех пластмасс).
«Наибольшая конкуренция для нефти будет в сегменте производства моторных топлив. Уже в ближайшие годы электромобили станут конкурентоспособны с традиционными автомобилями по стоимости приобретения, а по стоимости использования они уже дешевле почти для всех стран. Далее рост доли электромобилей будет зависеть от политики автокомпаний и стран — насколько первые готовы будут успевать за спросом со стороны потребителей, а вторые - способствовать использованию электромобилей», - сказал Семикашев.
Так, по мнению экономиста, уже заявленные автомобильными компаниями инвестиционные планы и стратегии развития позволяют сделать следующие оценки мирового авторынка к 2030 году: доля электромобилей в продажах составит порядка 30%, а в автопарке превысит 10%. И после этого уже большая часть потребителей захочет пользоваться электромобилями, которые должны стать дешевле.
«Тогда для нефти останется ниша моторных топлив для бедных стран, где с нее не будут брать налоги, или специальных транспортных средств с низкой интенсивностью использования или потребностью в большой равномерной мощности, например, грузовики, спецтехника», - пояснил специалист.
При этом Семикашев подчеркнул, что на горизонте 30-х годов среди моторных топлив появится еще и водород, который может стать конкурентоспособным по себестоимости.
«Там возникают требования по безопасности и возможности применения в разных сферах. Но на ряде рынков водород будет вытеснять и нефтяное топливо», - резюмировал эксперт.
Фото: unsplash.com