«Душа Севера»: любовь со скальпелем, или вечная поэзия кости

Праздники это всегда хорошо и светлее на душе, но зимняя красота недолговечна, так же как и чудеса, которые куда-то уходят вместе с детством. А вот вечная белая тонкая вязь на кости, искусстве предков и зова сердца - это уже не преходяще.

В Салехарде случилась на этой неделе 7 по счету межрегиональная выставка костяного искусства. Были у нас магаданцы, архангелогородцы, были ваятели с Чукотки и Красноярска, ну и всякие там европейцы - из Германии и Норвегии.

От бытовых вещей до произведений искусства – этот путь прошла каждая косторезная школа. Яркий пример – чукотские мастера, местная уэленская резьба одна из самых древнейших – ей две тысячи лет. Лучшим трофеем охотников считался морж, из клыка которого вырезали только те изделия, которыми пользовались сами. А когда во второй половине 19 века в Беринговом проливе появились «белые» китобои, аборигены начали изготавливать для них фигурки полярных животных. Моряки и не подозревали, что увозят из Уэлена редкие по художественным достоинствам произведения народного промысла Арктики. «Нас нельзя ни с кем перепутать. И обязательно, в последнее время широко распространена гравировка во всех изделиях», - отметил директор Центра развития народных промыслов села Уэлен в Чукотском автономном округе Анатолий Оськин.

Секрет гравировки долгое время знали только на Чукотке. Как и раньше изображаются сцены охоты, быта, есть даже документальное повествование об освоении Северного морского пути Папанинской экспедицией. Впервые работы уэленцев - не как сувениры, а как произведения искусства экспонировались в 1937 году в Третьяковской галерее. Это стало открытием - оригинального художественного феномена. Гениальность в простоте – так говорят про мастеров из Якутии. Там искусство резьбы сформировалось в 17 веке. Якутские мастера «счастливчики», ведь, земля их богаче всех на благородный и ценный материал – кость и бивень мамонта. Но Восток дело хитрое.

А вот магаданцев видно издалека. Их анималистические скульптуры выделяются крупными формами. Лохматые белые медведи, серьезные полярные совы, и тут же совсем не арктические обитатели фауны - львы, дельфины, гиппопотамы и пингвины. Это влияние двух культур: европейской и чукотско – эскимосской. «Не секрет, многие регионы с удовольствием бы работали на больших объемах, если бы у них были бивни мамонта, кости кита. Вот это в первую очередь ограничивает художника – костореза», - считает Виктор Вихлянцев из Магадана.

Магаданская косторезная школа – стала формироваться позже всех остальных - в середине 20-ого века. Тогда была создана сувенирная фабрика резьбы по кости и рогу. За образцы брались работы чукотских мастеров, но, конечный результат - утверждал худсовет. Вообще советские искусствоведы признавали только 4 косторезных центра: Архангельск, Тобольск, Якутию и Чукотку. Ямал из поля зрения – просто выпал. Как минимум два факта позволяют считать это несправедливым: Усть-Полуйские находки – еще 2 тысячи лет назад человек на Обском севере взял в руки нож и кость. И работы современных мастеров – искусность и самобытность которых, доказывают косторезная школа на Ямале была и жива сейчас. «Здесь же училище было. С 50-ых годов готовили косторезов. Сейчас я некоторых выпускников помню, которые занимаются сейчас собственными делами. На бытовом уровне они до сих пор режут кость», - вспоминает косторез из Тобольска Минсалим Тимергазеев.

Аутсайдером официального признания стали также мурманские саамы, и ненецкая автономия. Последняя представлена художником – самоучкой – Филиппом Ардеевым. За кем, наверняка, останется титул самого оригинального жанра – во всяком случае, никто кроме оленевода – не представил здесь собственного автопортрета, и своих родственников. На экспозиции - он сам – арканящий оленя, а рядом его могучий предок.

Вряд ли один из старейших косторезов России, задумывался, что творчеством своим он проповедует истину - художник обязан быть внимательным к традициям, но должен оставаться свободным в своем ремесле.

Каждый со своим лицом и своей душой. Моржовая кость, рог оленя, скелетная кость морских животных, зуб кашалота, бивень мамонта — этими материалами косторезы ведают миру о самом крае Обитаемых Земель - стране без границ под названием Север.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика