Для работы на трассах Севморпути «Атомфлот» задействует все существующие резервы
Атомоходы сегодня настолько востребованы, что время их профилактического ремонта сокращают всеми возможными способами. Перспективы освоения Северного морского пути и важнейших для страны арктических проектов 14 апреля будут обсуждать на только что созданной государственной комиссии по развитию Арктики. И губернатор Мурманской области Марина Ковтун уже проверила, готовы ли российские ледоколы к покорению новых арктических рубежей?
К родному причалу для смены экипажа подходит атомный ледокол «Ямал». Короткий перерыв - и он вернется на трассы Северного морского пути, где сегодня в Обской губе при строительстве порта Сабетта задействованы все наши атомоходы. Вахтенные смены должны пройти переподготовку на тренажёрах, полностью имитирующих пульт управления атомных ледоколов типа «Арктика», «Ямал», «Россия», «Советский Союз». Единственное в мире оборудование 5 лет назад было привезено из Санкт-Петербурга и смонтировано специалистами «Атомфлота».
Цель рабочего визита губернатора на «Атомфлот» - подготовиться к первому заседанию государственной комиссии по развитию Арктики, в состав которой вместе c главой региона вошёл генеральный директор предприятия Вячеслав Рукша. Интерес взаимный.
Сегодня атомный флот - главный инструмент доставки углеводородов Арктики. Он востребован, обеспечен заказами настолько, что речь идет о восстановление атомоходов, которые несколько лет назад планировали отправить на пенсию. «Советский Союз», на котором побывала Марина Ковтун, готов вернуться в Арктику.
«Ледокол готов, он в хорошем техническом состоянии, эксплуатировали его очень бережно. Мы любим свой ледокол - нашего кормильца»,- говорит капитан атомохода «Советский Союз» Василий Голохвастов.
Но всё-таки главный вопрос для государственной комиссии - ледоколы нового поколения. Каким бы сложным не было финансовое положение государства, этот проект приоритетный - нельзя допустить затягивания сроков их строительства, которое может привести к ледовой паузе. В 2018 году будут останавливать реактор «Ямала», нужен головной ледокол.
«Головной ледокол появится к летней навигации 2018 года. Важнейший вопрос - строительство четвертого и пятого ледоколов, их сроки»,- отметил генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша.
С приходом новых универсальных ледоколов, ломающих трехметровые льды, флот сможет осуществлять круглогодичную навигацию от Мурманска до Петропавловска -Камчатского, резко увеличится грузопоток Северного морского пути. Сжиженный газ Ямала, нефть Новопортовского и Приразломного месторождений, которую нужно будет перегружать на танкеры в незамерзающем мурманском порту, подчеркивает значимость Мурманского транспортного узла. Поддержка проекта и, в первую очередь, строительство железной дороги на западный берег Кольского залива – ещё одна тема для обсуждения госкомиссии.
«Если железную дорогу на западный берег не провести, то там базироваться и «Новотэку», и «Роснефти», и другим компаниям, будет весьма сложно. Отсюда значимость этого проекта вырастает, уже с теми задачами, которые стоят перед Арктикой сегодня»,- сказала губернатор Мурманской области Марина Ковтун.
Первое заседание комиссии состоится уже 14 апреля, к ней готовятся как крупные предприятия, работающие в Арктике, так и регионы, полностью вошедшие в арктическую зону - такие как Мурманская область и Ямало-Ненецкий автономный округ, объединенные соглашением о сотрудничестве. Общая задача - не тащить финансовое одеяло на себя, а договориться о первоочередных проектах, которые объединяют всех.