Белоснежная пустыня, полярное солнце, или чем ещё живут норильские авиаторы
Для Крайнего Севера авиация – особо почитаемая отрасль. Летчики наравне с геологами осваивали арктические богатства. Перевозили технику, необходимую для месторождений и доставляли в отдаленные поселения продукты питания. Да и сегодня значение авиации трудно переоценить. О тех, кто бороздит воздушные просторы Арктики.
В иллюминаторе - белоснежная пустыня и полярное солнце. Картина завораживает, но только пассажиров - новичков. А вот лётчики к красотам Севера уже привыкли. Для них это больше ориентиры. Большинство рейсов с «Валька» - чартерные. В основном летают вахтовики, представители градообразующего предприятия, а также промысловики и охотники. В сутки - взлетает и садится по три-четыре вертолёта. Малая авиация - практически единственный вид сообщения между северными посёлками.
Каждая железная птица, словно маленький ребенок, который требует заботы и особого ухода. К вылету вертолёты готовят и на лётном поле, и в ангаре. И всегда в боевой готовности вертолёт, предназначенный для экстренных вылетов. Например, для поисково-спасательных операций. Всего же в авиапарке компании «Норильскавиа» 16 вертолётов. Четыре «МИ-8 МТВ» для полётов на дальние расстояния и перевозки грузов, а также двенадцать вертолётов «МИ-8 Т» для доставки пассажиров. Безопасность полётов - была, есть и будет задача номер один. Каждые полгода пилоты отправляются на учёбу в Москву и Санкт-Петербург. Каждый квартал - отработка навыков на этом тренажёре.
Программное обеспечение в кабине позволяет моделировать любую погоду, время суток и ландшафт. Уникальность тренажёра в том, что он позволяет многократно отрабатывать взлёт, посадку, и сам полёт в любых нештатных ситуациях. В реальной жизни такие ошибки для пилота не допустимы, ведь они могут стоить жизни.
На этом же тренажёре пилоты могут пройти и тест на стрессоустойчивость. Инструктор может «разыграть» любую нестандартную ситуацию. Задача лётного состава вовремя среагировать и не допустить ЧП.
«Мы ведём визуальную ориентировку. Экипажу легче запоминать ориентиры на земле, когда мы летаем днём. Чтобы видеть саму картину захода и представлять, где находится аэродром, а где находятся запасные площадки для вынужденной посадки», - рассказал Теймураз Бедошвили, командир авиаэскадрили авиакомпании «Норильскавиа».
За последние годы на «Вальке» не было ни одного несчастного случая. Все полёты завершались благополучно. Лётный состав гидропорта исключительно мужской, но крайне суеверный. Чёрных кошек пилоты избегают, в день вылета интервью не дают, а в свой день рождения никогда за штурвал не садятся.