Арктическая лихорадка с крепким характером
1946 – 1991 года. Холодная война. Глобальная военная конфронтация между Советским Союзом и США. Территория Арктики становится главной военной базой. Здесь же начинаются мощнейшие научные разработки.
1991 год – Распад СССР. Солдаты и их семьи покидают Арктику. Оставляют все что нажили. Тысячи бочек с топливом и военная техника остаются наедине с белыми медведями.
2000 годы. Мир садится на нефтегазовую иглу. Основные недра находятся в Арктике. Это восемь государств. И их северные границы до сих пор не прописаны юридически. Тихая битва за Север начинается.
2010 год. Москва. Первый Арктический форум. Владимир Путин предлагает странам собраться и поговорить. В результате первого форума началась масштабная чистка Арктики. С территории островов Белый, Грэм Бэл, Земля Франца – Иосифа вывозятся тысячи тонн военного прошлого.
Год 2011. Архангельск. И снова диалог. Циркумполярные страны говорят о транспортной схеме в Арктике. Северный морской путь – новая трасса для перевозок. Нужны аварийно – спасательные центры.
«Арктика открывает новую страницу своей истории. Ее можно назвать эпохой индустриального прорыва. Бурного экономического и индустриального развития. В регионах России идет интенсивная разработка месторождений и других минеральных ресурсов. Строятся крупные транспортные объекты. Возрождается Северный морской путь»,- говорит Президент России Владимир Путин.
Третий Арктический форум. Салехард. Время говорить об экологии и последствиях. 400 участников. 80 телекамер и еще больше журналистов со всего мира. Три президента, сановники высшего ранга, крупнейшие нефтегазовые гиганты мира и ученые. Арктика – территория диалога для всего мира. Сказать и быть услышанными.
«Необходимо искать здравый компромисс в этом вопросе, потому что, перегнув палку, можно затормозить экономическое развитие»,- убежден глава Республики Коми Вячеслав Гайзер.
Тормозить экономику никто не будет. Нефть и газ будут добываться в любых самых сложных арктических условиях. Во всяком случае, до тех пор, пока человечество не изобретет альтернативные источники энергии и пока природа отвечает нам взаимностью. Богатые недра Крайнего Севера кружат головы многим, в погоне за прибылью важно не опуститься до варварства и использовать последние достижения научно – технической революции. Не сервис, который предлагают иностранные компании, а именно открытый обмен научными изысканиями. Потому что Арктика – дело общее. Президент Финляндии отметил – миру нужны чистые технологии. Так называемые, сноу-хау и при разработке месторождений, и на случай разливов нефти. Глобальное потепление уже идет. А значит льдов становится меньше, проходить судам проще. Масштабная транспортировка становится новой мировой реальностью.
«Нам известно, что изменение климата происходит в два раза быстрее. Требуется больше информации о последствиях изменения климата. А именно его влияние на биоразнообразие. А также выбросах метана. Так называемого, черного углевода. Кроме того, необходимо разрабатывать методы оценки воздействия на окружающую среду и управления рисками разливов, особенно с учетом арктических условий»,- считает президент Финляндии Саули Ниинистё
Арктика – территория диалога, свое слово говорит Всемирный фонд защиты дикой природы. На взгляд био-защитников, человечество не умеет и не знает, как ликвидировать разливы нефти с ледников. И они приехали в Салехард именно с этим вопросом. Для наглядной иллюстрации помянули Мексиканский залив. Тогда в 2010 году в воду вылилось пять миллионов баррелей нефти. Нефтяное пятно разрослось до 75 тысяч квадратных километров. На спасение морской акватории и её обитателей было задействовано сорок тысяч человек, четыре тысячи судов. И это открытая вода. А здесь Арктика, непроходимые и неуправляемые льды на фоне жуткого мороза.
«Есть целый ряд способов, который связан, предположим, с сжиганием нефти на льду, со сбором её в воде, но для этого вода должна быть достаточно спокойной. С другой стороны, она должна быть открытой, а если там очень большая концентрация льда, то обычные боновые заграждения там не работают»,- объясняет директор арктической программы Всемирного фонда защиты дикой природы Александр Шестаков.
Но чтобы вести разработки, необходимо создать научные центры. На Ямале, например, когда с острова Белый вывезут все ржавое железо – ему вернут его научное прошлое. Но и с этим не просто. Экосистема, настолько хрупка, что в прямом смысле – земля из под ног уходит. И тогда, проект привезенный финнами может иметь вполне твердую почву под ногами.
«Это плавающие офисы. Они вполне легкие. До десяти тонн. Они теплые. Все материалы экологически чистые. Что для нас это очень важно. Здесь могут работать ученые. Здание держится на воде. К тому же, аренду за землю платить не нужно»,- пояснил генеральный директор компании «Arctia Shipping» Теро Ваурасте.
Норвежцы тоже приехали не с пустыми руками. Они предлагают уникальную перспективу появления подводных заводов на континентальном шельфе. Компания уже начала сотрудничество с Роснефтью.
«Мы сейчас разрабатываем самые современные технологии. Это первый подводный компрессор – с виду он маленький, но площадь равна футбольному полю. Работа под водой дает огромные перспективы. Его же можно использовать для изучения ледников. О первых результатах можно говорить уже к 2015 году»,- сообщил президент « Statoil Russia» Ян Хельге Скоген.
О том, что разработками в Арктике нужно делиться, говорили и ученые. Каждая страна делает свои наброски и у каждой уже есть своя база данных. Но делиться знаниями пока никто не торопится. Арктику изучаем всем миром, а единой научной базы данных нет.
Тема правового регулирования не на шутку пробудила зал. Пробелов в этой сфере тоже не мало. К примеру, потепление повлекло за собой миграцию рыбы не только в соседние регионы, но и по соседним странам. Встает вопрос о контроле рыболовства. Или ещё, о навигации. Северный морской путь сейчас кратчайший для грузоперевозок из Азии в Европу. И хотя Арктика, по утверждению участников форума – общая, границы свои стережет каждая страна.
«В отношении морского права, необходимо учитывать, что все суда имеют право проходить по талым водам Арктики, даже через территорию государств. В то же время это может нарушить внутренний порядок страны. Необходимо создать регулирующую связку между арктическими странами в навигации через границы»,- отмечает доцент международного права, директор Института изучения экологических проблем и прав малочисленных народов Тимо Койвурова.
Ненецкий округ обратил внимание, что понятие Арктика – размытое даже в нашей стране. Что ни Север – то Арктика.
«Если говорить, достаточно серьезно, то я считаю, что необходимо скорейшее принятие закона об Арктической зоне,- высказался глава Ненецкого округа Игорь Федоров.- Как только мы поймем, какие регионы относятся к части арктических регионов России, мы должны понять, что это особая территория. И на этой особой территории должен быть свой закон и особое отношение к людям»
Об особом отношении к людям тоже говорили – добыча углеводородов неминуемо отражается на населении, и, прежде всего, на местном - аборигенном. И хоть они не выращивают огурцы и помидоры – доказано, что северная земля может давать и клубнику с арбузами. Поэтому важно сохранить гармонию – гуманную разработку шельфов. К тому же неожиданные сюрпризы готовит для людей и потепление, вместе с ним в Арктику идут новые инфекционные заболевания. В циркумполярные страны на ПМЖ уже устремились малярийные комары и энцефалитные клещи.
Вместе с потеплением пришла еще одна проблема – это большое количество скотомогильников в Арктике. Раньше, к примеру, оленей хоронили в снегу, теперь когда льды начали таять – неприглядная картина обнажилась. По мнению ученых, трупный яд может отравлять воздух и вызвать сибирскую язву. Над всеми этими вопросами еще предстоит думать, а итоги закрепить законодательно.
Некоторые регионы уже пошли на сотрудничество. Так, Якутия заключила соглашение с Русским географическим обществом. В документе огромное внимание уделяется экологии. Около миллиона тонн лома покоится на якутской земле. Такой же документ о совместном развитии Арктики подписал и Ямал. Для региона важны научно – исследовательские и археологические открытия.
«В первую очередь это связано с развитием нефтегазового комплекса, который идет большими шагами в шельфы Карского моря, мы сегодня занимаемся очисткой территории наших арктических рубежей, это очень важно. Потом мы говорим о туризме, о сфере образования и культуры»,- сказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.
«РГО будет поддерживать все проекты, которые предлагает отделение Русского географического общества Ямала, — заверил первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров. – Конечно, РГО будет оказывать постоянную научную, исследовательскую и научную помощь арктическому региону. Касается это и планов по очистке Арктики от накопленных остатков хозяйственной деятельности прошлых лет».
Представители МГУ и Норвегии тоже заключили сотрудничество. Теперь они вместе, и, главное, сообща будут заниматься совместными разработками в Арктике. Налоговые ставки на их реализацию будут беспрецедентно низкими. Все это выводит Арктику в учебники Новейшей ГЕО истории. Главное в этой гонке не потерять суть – Арктика – территория диалога.
«По прогнозу Министерства транспорта, уже к 2020 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути может достигнуть 30 миллионов тонн»,- сообщил посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Антон Васильев.
Российский посол по особым поручения Министерства иностранных дел отметил – делить в Арктике Нечего! Все ресурсы уже поделены между арктическими регионами. Что же касается правил игры использования Северного морского пути, то их будет устанавливать Россия. Естественно, с учетом международных норм.