Волонтёры Мельпомены: какое мнение о ямальских театралах выразили приезжие эксперты?
В Губкинском завершился седьмой фестиваль любительских театральных коллективов «Ямальская рампа». 8 муниципалитетов представили на суд жюри сразу 20 спектаклей. В округе уже много любительских студий, но до сих пор нет ни одной профессиональной школы. Так что волонтерам Мельпомены есть, чему учиться.
Муравленковские «Ступеньки» уже в четвертый раз стали лауреатами конкурса. Они знают простой секрет успеха - быть единым коллективом, от идеи до ее воплощения.
Вместе подбирают репертуар, сами пишут сценарий, сами подбирают музыку, шьют костюмы и строят декорации. Возможно, именно поэтому пьеса Дмитрия Калинина «Кое-что о том самом» была с легкостью прочтена членами судейской комиссией и принята зрителем.
«Для меня, как преподавателя театрального и режиссёра, важно чтобы спектакль был живой. Чтобы им было интересно, чтобы им было, что сказать зрителю, а зрителю было что взять от них. Мне кажется - это самое важное», - отметила Наталья Петрова, педагог детской школы искусств, руководитель театрального коллектива «Ступеньки», г. Муравленко.
Пушкин, Гоголь, Панфилов… Список авторов, использованных окружными театралами, оказался длинней, чем ожидалось – как, впрочем, и перечень жанров. Но больше всего в программе конкурса оказалось привычных сказок. Целых три дня окружные служители Мельпомены состязались в сценическом искусстве. Вот так, на «живой» сцене театралы-любители не встречались целых 5 лет.
«История начиналась с того, что первый фестиваль «Ямальская рампа» был в именно городе Муравленко и до 2011 года фестиваль проходил Муравленко, но в 2015 году он у нас был заочный. Он проходил в Салехарде», - рассказала Оксана Абайдуллина, заведующая проектным отделом Окружного центра национальных культур.
Жюри и публика тогда оценивали спектакли по видео. Но, по общему мнению, видео и «живая» сцена - это совсем разный уровень эмоций.
«Дистанционно - одно и тоже что жениться по телефону! Это должно быть интересно, живо и мы должны видеть живые лица, живых актеров и живую реакцию зрительного зала», - считает Сергей Кутьмин, председатель жюри, заслуженный артист России.
Выйти на сцену и всего за час рассказать историю, интересную всем. Для актеров-любителей - задача не из легких. Репутацию и популярность муниципальные студии зарабатывают себе сами. У театра-студии «Атмосфера» всё еще впереди. Их коллективу - всего два месяца.
Руководитель ноябрьской театральной студии «Атмосфера» Денис Ручкин: «Мы решили не столько в бой, сколько приехать и посмотреть другие коллективы, посмотреть уровень фестиваля, посмотреть работы наших конкурентов».
Для дебюта выбрали редкую сегодня классику - «Антигону» Софокла. Тему взаимоотношений молодежи с властью авторы сочли вполне актуальной. В новом прочтении древнегреческую трагедию ставили предприниматель, экономист, студент и пожарный.
- А на работе как-то проговариваете свою роль?
- О не! Среди пожарных что-то подобное сказать, надо найти родственную душу. Что-то подобное сказать, тебе скажут: ты чё, с ума сошел!? Там надо быть бруталом мужиком. Я всё правильно говорю! – поделился актёр Влад Пронженко.
«Ямальской рампе» в этом году исполнилось 16 лет и это уже седьмой фестиваль любительских театральных коллективов. В списке участников - 275 энтузиастов из восьми муниципалитетов округа.
При этом на Ямале нет ни одной профессиональной театральной школы. Окружные власти, конечно, поддерживают театралов - любителей. Но учатся северяне сами - у заезжих профессионалов.
«С 2014 года у нас в округе работает проект «Театральный фестиваль». Организатором которого является Культурно-деловой центр. Он имеет небольшую историю - всего 4 года, но его результаты тоже показательные. Это более 45 спектаклей и свыше 13 тысяч зрителей», - отметил Виталий Затлер, главный специалист отдела организационно-методической работы Департамента культуры ЯНАО.
Губкинский неспроста стал площадкой для проведения «Ямальской рампы». Ведь в самом молодом городе на Ямале с населением всего 27 с половиной тысяч жителей очень развито театральное искусство. Например, при самом Дворце культуры «Нефтяник», где проходит конкурс - два коллектива и по городу еще наберется с десяток студий.
Их театральная жизнь не замирает круглый год, и окружных фестивалей им явно мало. Вот уже 15 лет проводят в городе свой открытый конкурс «Губкинская неделя театра». Участие в нем принимают каждый детский садик, школы, церковь и даже сотрудники газовых предприятий. Но и этого мало. Совсем скоро городу обещан фестиваль «Семейного театра».
«В планах развивать семейный театр, у нас существует концепция развития театрального дела в масштабах страны. Сейчас разрабатывается концепция, которую мы разошлем по городам нашего округа и пригласим на наш фестиваль», - поделилась Лариса Симко, руководитель театра «Ритм», г. Губкинский.
Окружные театралы гастролируют сегодня все реже. Вывезти коллектив в другой город - дело накладное. Тут и стоимость билетов, и проживание, и питание, и доставка реквизита, еще тысяча нужных мелочей. Именно поэтому, например, не приехали на фестиваль салехардские театралы. На «Ямальскую рампу» столичная «Каморка» не может попасть уже 14 лет. По окончании конкурса судьи высказали свое мнение о «театральной» стороне Ямала.
«Режиссерам надо больше читать, больше смотреть и учиться. Ездить на курсы повышения квалификации, проходить мастер-классы по написанию сценария и так далее. Уровень литературы довольно низкий и когда еще пытаются это смаковать - вызывает недоумение и неловкость. Театр – это искусство, по-другому относиться к нему никак нельзя и это искусство требует бережного отношения к литературе. Литературу надо искать», - подчеркнул Сергей Кутьмин, председатель жюри, заслуженный артист России.
«Опять же, мы не Боги, мы не имеем право судить, мы оцениваем, так как мы это чувствуем в силу своего опыта. Мне показалось, что в музыкальном плане было избыточно, не было стилевого решения и от этого было много-много музыки, которая очень разнообразна и ее очень много - она иногда не сочетается с общим образом спектакля», - пояснила Елена Орлова, заслуженная артистка России, г. Тюмень.
«Чтобы был показан процесс человеческой жизни – вот что самое главное. Не торопить этих детей, не забивать их формой, а растить личность», - сказала Анна Трифонова, преподаватель ГИТИС, г. Москва.
Самый важный посыл от судей – найти тему, интересную людям, и упорно идти к результату. Студиям нужен постоянный поиск новых талантов, людей нужно увлекать, театральному искусству следует упорно учиться.
- Планы у меня продолжить заниматься театром и театральным искусством и стать актером.
- Помогает ли как-то театральная студия раскрываться?
- Да. У меня раньше была проблема с чтением и разговорной речью и театр помог мне раскрыться, чтобы читать и выговаривать слова, - поделилась Алина Шайбакова, артист театрального коллектива «Арлекин» при детской школе искусств г. Муравленко.
«Ямальская рампа» в очередной раз доказала, что настоящий театр северянам нужен ничуть не меньше, чем остальным жителям России. По мнению судейской команды, с каждым новым любительским конкурсом это становится все очевидней.