Цены, надбавки, проценты: бизнес в условиях Крайнего Севера
15-процентную розничную надбавку на самые ходовые продукты округ установил еще в конце прошлой недели. Однако одной лишь констатацией факта чиновникам обойтись не удалось. Резонные вопросы появились у бизнеса, а затем и у журналистов. Во вторник руководители профильных ведомств снова собрали представителей СМИ, чтобы вместе проанализировать изменения и поразмыслить над их возможными последствиями.
Главный вопрос: не слишком ли в жесткие рамки ставят северных предпринимателей? Ведь их издержки не сравнить с теми, что терпит бизнес в центре или на юге страны?
Вмешательство государства в рыночные процессы – мера крайняя. То, что 15 процентов для северного бизнеса – ограничение жесткое, не отрицают и региональные власти. Предоставить предпринимателей самим себе тоже не могли, ценовая политика многих продуктовых магазинов в январе уже не умещалась в рамки разумного. Новость об ограничении розничной надбавки на самые ходовые продукты владелец салехардского магазина Петр Цветнов встретил без особого оптимизма. Объясняет почему: вот прайс-лист компании-перевозчика. Закупочная цена картошки в Москве - 30 рублей за кило. Как минимум 12 с половиной рублей за тот же килограмм нужно отдать, чтобы доставить продукт в Лабытнанги. А это уже почти 40% от оптовой цены. Товар еще нужно привезти на салехардский склад и на точку продажи. Плюс налоги и содержание магазина. Убытки, да и только.
«Либо нам разорятся, либо убирать весь товар, и работать на другом товаре. Если соблюдать такую логику и делать надбавки в размере 15 процентов, то у нас получится убыток. От 30 до 35 процентов мы будем терять ежемесячно», - говорит индивидуальный предприниматель из города Салехард Петр Цветнов. И это только в Салехарде. В судьбе своего магазина в Аксарке, до которого товар едет еще 60 километров, Петр уже сейчас не уверен. А что делать тем, кто продукты везет по зимникам или, в зависимости от сезона, по воздуху? Удастся ли сохранить торговые точки в труднодоступных районах? Таких как Самбург, Лопхари, Панаевск, Гыда. Здесь снова готовы подключиться власти.
«Где-то около 27 населенных пунктов попали вот в этот проект постановления, где мы за счет окружного бюджета, через трансферты, деньги которые идет на муниципальные образования, проплачиваем, компенсируем эти транспортные затраты», - пояснил директор департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО Вячеслав Кучеренко.
Свободные рыночные отношения сейчас сохраняют лишь Муравленко, Лабытнанги, Ноябрьск и Новый Уренгой. Эти города ближе всего к железным, либо автомобильным дорогам, а значит и к поставщикам. С последними тоже хватает трудностей. Оптовиков ограничения пока не затронули. Их закупочные цены – не перестают изумлять.
«Пришел товар. И цена сейчас завышена буквально на 100%. Вчера созванивались. Я сказал, либо цену скидывайте, либо будем делать возврат и отправлять товар назад. Потому что это нереальная цена», - считает индивидуальный предприниматель города Лабытнанги Алексей Калугин.
Искусственно взвинчивать розничные цены – самоубийство для предпринимателя. За 16 с лишним лет работы на себя Алексей это отлично усвоил. Хорошая цена – гарантия того, что покупатель всегда придет снова. Чтобы народная тропа в его магазин не зарастала, Алексей активно ищет выходы. Одним из главных решений в нынешней ситуации будет смена поставщиков.
«Город питается буквально с колес. Поэтому динамично меняется цена. В начале года мы видим снижения цен на ряд товаров, то есть нашли выход – поменяли поставщиков. Можно сказать, что бизнес не спекулирует на данной ситуации», - сказал начальник управления экономики МО города Лабытнанги Виталий Баев.
В газовой столице рост цен с начала года составил более 6 процентов. Законных рычагов влияния у местной власти нет. Ставку делают на дипломатию. Стараются договориться с торговцами о сдерживании стоимости товаров первой необходимости. Взамен предлагают 30-процентные скидки на аренду земельных участков.
«Рекомендуем не более 10% для оптовых поставщиков и 15 для розничных предприятий. По возможности рассмотреть вопрос и разработать дисконтные карты для малообеспеченных категорий граждан», - рассказывает начальник отдела потребительского рынка и услуг МО города Новый Уренгой Галина Блоха.
Повышать цены без оглядки на конкурентов здешним предпринимателям тоже не резон. Да и в желательные 15 процентов Новому Уренгою вполне реально уложиться. До поставщиков здесь, по северным меркам, рукой подать. В город ведут все дороги. И покупателей достаточно. На местных прилавках курганское мясо, и салехардские деликатесы, молочка из Тюмени. Сдержать рост можно, если действовать по совести.
«На многие группы товаров у нас не было такой наценки. У нас на хлеб наценка никогда не превышала 12%. Все понимают, что сейчас не время пытаться заработать много денег. Сейчас все должны объединиться, чтобы пережить тяжелые времена», - говорит индивидуальный предприниматель из города Новый Уренгой Павел Баранов.
Времена действительно непростые. И понять можно каждую из сторон. Покупателю трудно привыкнуть к удвоившейся стоимости продовольственной корзины, а бизнесу нужно удержаться на плаву. Чтобы число магазинов не сократилось, а социально важные товары остались на полках, приходится искать нестандартные решения. Каждый муниципалитет сейчас анализирует положение дел в торговле. Сводная информация и даст региону возможность рассчитать дополнительные шаги.
«Без сомнений, мы понимаем, что необходимо введение дифференцированной надбавки,или мы готовы к ее рассмотрению. Исходя из той информации, которую вы нам предоставите, мы ее можем тогда рассматривать, введение более гибкой сбытовой надбавки», - отметил директор департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО Михаил Гилев.
Предприниматели надеются на компетентность чиновников и стараются сохранить свое дело. Между тем, 17 февраля, в Госдуме, будет рассмотрен законопроект, предлагающий ввести 15% ограничение во всей стране. Призадуматься в этом случае придется и поставщикам. На коне окажутся те, кто выставит адекватные реальности цены. Именно к ним за товаром и хлынут северные предприниматели. Законы рынка все еще действуют.