«Сибирские чтения». Сказки на ночь или кропотливые исследования?
Сонный Петербург будит утренний дождь. «Зонтики» спешат по своим делам в дореволюционные парадные. От скверного характера невской погоды можно скрыться в пошарпанных временем особняках.
В одном из таких, за рисованием мы застали ученого из Новосибирска. Она приехала с докладом о снежном человеке в быличках и легендах обских угров. Предупреждает, её портрет «Йети» не гарантирует схожести. Ведь достоверных сведений о его существовании - нет. Впрочем, как и доказательств в обратном.
По представлениям старшего научного сотрудника института археологии и этнографии СО РАН города Новосибирск Ольги Голубковой, он огромный, лохматый, с маленькими красными глазами.
В материи ирреальности копается и исследователь из Турции. Дитя солнечной Анкары защищал диссертацию о явлении шаманизма в Бурятии и Тыве. Русским овладевал параллельно с работой над кандидатской. С российским дипломом у себя на родине без работы он не останется. В одном из университетов Джана уже ждут с лекциями о Сибири.
Как приручают диких животных аборигены Ямала, зачем чукчи едят красный мухомор, надо ли переводить Библию на языки народов Севера?! Список дискуссий можно продолжать как минимум до ста - по числу приехавших сюда ведущих исследователей Сибири. С Ямала в том числе.
На бейдже лингвиста Розы Лаптандер указан Лапландский университет. Там она работает. Живет в Голландии. А корни так и остались на Ямале.
«В России доминирует патриархальный строй, в то время как в Европе женщина больше эмансипирована,- отмечает научный сотрудник Лапландского университета (Рованиеми, Финляндия), - и когда я переехала на Запад мне это очень помогло. Это расширило мой кругозор, а с другой стороны, расстояние обострило чувство привязанности к своему народу и малой родине».
Писатель, краевед Людмила Липатова приглашена для презентации своей последней книги. Большой интерес и много вопросов вызвал доклад Галины Харючи о духах Я –ерв - хозяевах и хранителях священных ландшафтов. Почитание к избранным местам выражается в особом к ним отношении. Например, все острова у ненцев считаются священными. Всего святилищ - почти 700, это те, что известны точно. Возможно ещё столько же просто скрывают.
«Существуют личные, семейные, общеродовые, и общененецкие священные места. Это такие, которые имеют большую значимость,- говорит научный сотрудник научного центра изучения Арктики Галина Харючи (г.Салехард).
Школа «сибиреведения» с возрастом. Её колыбелью, как ни странно, считается европейско-светский Санкт — Петербург. И в 17, и в18, и 19 веке отсюда был дан идейный старт многим экспедициям. Но к 21 столетию акценты интересов научной мысли сдвинулись кардинально.
«Первые экспедиции отправлялись не только за наукой, но и исполняли бюрократическую миссию - попытаться установить какие-то властные системы отношения в этом регионе. Сегодня этого нет. Этнограф ездит с другой миссией, его цель - понять культуру»,- отмечает научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Дмитрий Арзютов (г.Санкт- Петербург).
Форпостом чтений стали три площадки. Петровский музей Кунсткамера - её отец Петр I первым начал собирать сибирскую коллекцию. Санкт - Петербургский европейский университет, не так давно здесь открылась кафедра североведения. Всех вместе на пленарном заседании собрала штаб -квартира Русского географического общества.
Старинная мебель Русского географического общества чрезвычайно удобна - это отмечают все, кто пользуется ей до сих пор, например, трибуна, которой больше ста лет. За этой самой трибуной стояли очень знаменитые люди, на табличке написано: здесь выступали Вавилов Н.И., Гумилев Л.И., Пржевальский Н.М., Миклухо - Маклай Н. Н. и другие.
Сначала был просто семинар в Кунсткамере, потом - всероссийские чтения, сейчас - международная конференция. За 20 лет «дитя» первого музея России - крепко встало на ноги. Каждый год тематика меняется. На этот раз рассмотрели все грани социального: человек, животное, земля - в диалоге и конфликте. А одна из задач последних лет открыть или хотя бы разглядеть новые имена.
Одним из итогов стало подписание коллективного письма в адрес федеральных органов власти и правительства Хабаровского края. Так научное сообщество отреагировало на предложение его губернатора переселить несколько сел коренных малочисленных народов, чтобы не восстанавливать их после наводнения. Так экономически более выгодно.
«Мы категорически против такого решения. Такой опыт был применен только в эпоху Сталина, это о переселениях народов. Это вопиющий случай, его допускать ни в коем случае нельзя. И сегодня с помощью СМИ хотели бы сказать, что оргкомитет Сибирских чтений категорически против таких решений. Все - таки государство должно исходить не только из экономической выгоды, но и из социального партнерства с обществом в котором мы живём»,- убежден научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Дмитрий Арзютов.
Вот такой была точка девятых встреч. Но настоящий учёный знает — у истины нет абсолютного финала. Каждое приближение к её познанию - ещё один шаг в бесконечность мучительных сомнений.