Школа завтрашнего дня. Итоги второго Арктического образовательного форума
В Салехарде завершил свою работу второй Арктический образовательный форум. Около полутысячи педагогов, исследователей и экспертов из России и других северных стран размышляли над проблемой дополнительного образования.
То, что кружки по интересам или спортивные секции нужны, сомнений не вызывает. Но как предложить ребенку именно то, что ему нужно? Помочь ему без давления извне сделать выбор по душе?
Простейшие подсчеты показывают, что не менее ста дней в году ученик свободен от школьных занятий. В оставшиеся дни года ещё треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя, всегда стремиться узнать новое и интересное. Заполнить свободное время – не менее важно, чем ходить на уроки в школу. Об этом педагоги говорят всерьез.
Этой морской свинке повезло, она совершенно здорова. Участники форума обследуют братьев меньших и друг друга на наличие кожной заразы - стригущего лишая. С хозяевами этой неприятностью могут поделиться их же питомцы. По соседству опытные сотрудники экостанций учатся накладывать швы.
«У нас есть свой ветеринарный врач, который не делится такими секретами с нами, предпочитает это сам делать, но нам интересно», - говорит методист детской экологической станции г. Новый Уренгой Владимир Солодков.
Станция юных натуралистов в Салехарде существует с 80-х годов прошлого века. Стараются идти в ногу со временем. Сейчас здесь обучают детей по нескольким программам, в основе - возрастные критерии. Сотрудники станции юннатов жалуются: нынешняя молодежь выбирает ветеринарию по остаточному принципу. Поэтому здесь взялись за профориентационную подготовку.
«Можно в это поиграть и забыть, я стараюсь, чтобы это было по-серьезному, то есть предпрофильная подготовка. У нас серьезные профессиональные навыки, которые могут пригодиться и владельцу животного, и будущему абитуриенту, то есть мы не просто играем, мы по-серьезному играем»,- замечает педагог дополнительного образования станции юных натуралистов г. Салехард Ольга Заярнова.
106 учреждений дополнительного образования трудятся сегодня в округе. Новые знания и умения здесь получают 83 процента школьников. В сфере работают около 1800 педагогов, причем больше половины – в возрасте до 44 лет. И каждый пятый учитель – мужчина. Эти цифры и факты считаются неплохими показателями регионального дополнительного образования. Реальность куда красноречивее.
«Мы должны понять, что сам термин «дополнительное образование» - это дань традициям. Потому что неизвестно, что сегодня для конкретного ребенка станет основным, то ли те предметы, которые изучаются в школе, то ли то, чем они занимаются в соответствии со своими интересами, способностями в системе дополнительного образования»,- говорит кандидат филологических наук, доцент, директор регионального института развития образования Сергей Тихонов.
Во время дискуссий в зале через слово звучит термин «открытое образование». Участники одного лишь этого форума трактуют его по-разному. С одной стороны это доступность, в том числе и для юных аборигенов Севера, и у них должна быть возможность выбрать занятие по душе. Открытости способствуют и различные электронные возможности, интернет стирает границы между городами и странами. С другой стороны дополнительному образованию не стоит быть навязчивым, интерес в идеале должен исходить от ребенка.
«Если к учителю в 8:30 в любом случае придут дети, то в 16:30 ко мне, как к педагогу дополнительного образования, может не прийти никто. И у меня нет средств их заставить, и это невозможно сделать. В этом и заключается принципиальное отличие»,- отмечает Ирина Фришман, доктор педагогических наук, заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО, г. Москва.
«Спектр таких технологий очень широк – от ролевых игр, по очень сложным правилам, до интеллектуальных головоломок. Всех их объединяет работа с открытыми неопределенными ситуациями, потому мы и говорим об открытом образовании»,- говорит Семён Ермаков, кандидат философских наук, доцент Института педагогики, психологии, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г.Красноярск.
Сфера интересов нынешних детей разнообразна - рукоделие, хореография, авиамоделирование. У разных кружков разная степень востребованности. Но предпочтительных нет. Важен выбор как таковой. Одно и самых модных направлений сегодня – робототехника. Конструкторы есть для каждого возраста. На занятиях ребята учатся не только обращаться с техникой, но и друг с другом. Полученные знания юным инженерам пригодятся и в быту, и в дальнейшей учебе.
«В робототехнике создаются такие робототехнические тандемы, пары, команды, например, конструктор-программист. То есть один ребенок конструирует в более хорошей степени, другой программирует»,- сказала Жаннета Роговцова, сотрудница Центра технического творчества, г. Надым.
Надымский технопарк «Энигма», частью которого является отделение робототехники, называют ямальским Сколково. Кстати, этот проект представлен на интернет-сайте «Образовательные бренды Ямала», где собраны лучшие практики округа.
«Мы словно угадали, что в послании Президента будет внимание уделено развитию дополнительного образования. И летом прошедшего года, мы включили в бюджет 2015 года грантовую поддержку учреждений дополнительного образования, которые представят наилучшие программы развития и проекты,- говорит директор Департамента образования ЯНАО Ирина Сидорова.- Это 13 миллионов рублей дополнительно к бюджетному и муниципальному финансированию».
Кто, как и чему должен обучать детей? Количество мнений и доводов на этот счет прямо пропорционально числу участников форума. И главный вопрос - для чего нужны кружки, секции и творческие объединения? И тут все едины во мнении – чтобы из сегодняшних детей выросли полноценные развитые личности, которые смогли бы вовремя понять к чему лежит их душа и на что сгодятся руки. Любимое дело тогда будет приносить не только радость, но и пользу.