usd
61.75
eur
75.33
НЕФТЬ
73.85
-1.74%
Вести Ямал
10 декабря 2017 | Марина Ковалёва

Сабетта: про жизнь страны и региона до и после триумфального старта в главном посёлке России

×

×

То, о чем последнее время говорило квалифицированное сообщество, случилось. Состоялась церемония загрузки первого танкера-газовоза «Кристоф де Маржери». Запуск первой очереди завода Ямал СПГ по сжижению природного газа произошло при участии Президента Российской Федерации Владимира Путина.

В это время года на Сабетте почти не бывает солнца и мороз под 30. Но с погодой, считай, повезло – все самолеты удачно прилетели, в том числе борт номер 1. А Президент без шапки и не спеша осматривает площадки второй и третьей технологической линии завода. Своими первыми впечатлениями Путин делится уже в центральной диспетчерской – отсюда управляют всем заводом.

- Северное сияние по дороге не подсвечивало?

- Нет, видел только сияние вашего завода. Новое, настоящее такое, высокотехнологичное сияние!

Между шутками и разговорами о северной романтике, работники затрагивают «наболевшее» - о кадрах. Специалистов собирали по всей стране. А если производства СПГ будет развиваться – а оно будет – то где брать еще? В вузах их пока не готовят.

“У нас ведь раньше не было такой компетенции. Это, по сути, первые шаги. А куда было готовить таких специалистов? Вникуда, если нет таких проектов? Сейчас они появляются. Очень важно, чтоб у вас получилось. А у вас уже получилось, это же очевидно. А, когда уже видно, что у вас получилось  и это множится, тогда, конечно, выстраиваться будет и среднее образовательное звено, и высшая школа будет подстраиваться”, - сказал Президент.

Оставив автограф на память, глава государства отправляется к ожидающим его сотням гостей и дает старт загрузке первого танкера ямальским сжиженным газом. 

Владимир Путин подчеркнул: “Это сложный проект, безусловно, и вот в этом зале, есть очень хорошие люди, хорошие специалисты, которые в начале пути мне говорили «Не надо этого делать». На вопрос «Почему?» ответов было много и все, действительно, серьезные. Ну а те, кто начинали этот проект, рискнули, причем, это оказался риск обоснованный. Это только первая часть большого проекта,  первый этап большого проекта в 16,5 миллионов тонн”.

Первая очередь завода начала работать на этой неделе, запуск второй и третьей в 2018 и 2019 годах утроит объемы производства. Планируется и четвертая, полностью на российских технологиях и это обойдется на треть дешевле. Уклон на «отечественное» будет сделан и на «Арктик-СПГ» - втором заводе на полуострове Гыдан.

“Он уже будет, конечно, не такой как наш первенец, он будет на гравитационных платформах и он уже больше будет из российских материалов, практически весь. А проект состоялся. Наше участие как субъекта - в будущем построить железную дорогу сюда, мы теперь знаем, да и всегда знали, что Президент поддерживает Северный широтный ход” – сказал Дмитрий Кобылкин.

А так все начиналось: Июль 2012 года. В первую сваю будущего причала морского порта закладывают капсулу времени. Через год порт уже принимал крупнотоннажные суда. Через него, собственно, и было завезено все для завода СПГ.

“До запуска порта здесь возможно было завозить грузы либо вертолетом, что очень дорого и не очень эффективно, либо по реке – это возможно всего лишь 3 месяца в году – с июля по октябрь. Порт дает нам возможность работать круглогодично”, - рассказал Руслан Панарин, заместитель генерального директора по управлению системой снабжения ОАО “Ямал-СПГ”.

Из крохотного поселка геологов с 19 жителями, территория превратилась в город, где сейчас больше 30 тысяч рабочих мест.  Есть международный аэропорт – самый северный в мире – с регулярными рейсами. Путь до Москвы всего 3,5 часа. Сам завод строится по принципу конструктора. 142 громадных детали-модуля, общим весом 560 тысяч тонн, некоторые из них размером с пятиэтажки. Их везли по морю из Китая и Индонезии.  Здесь оставалось лишь соединить между собой.

Ямал СПГ – проект международный. Половина акций принадлежит НОВАТЭКу, остальное разделили французский TOTAL, китайcкие CNPC и “Фонд Шелкового Пути”. Инвестиции в проект – 27 миллиардов долларов.

Всего же в строительстве приняли участие 15 стран и 650 российских предприятий. Топливо с завода продали еще до того, как начали добывать.

Генеральный директор ОАО “Ямал-СПГ” Евгений Кот отметил: “Важно то, что практически весь СПГ продан, порядка 96 процентов размещено по долгосрочным контрактам - это 20 и даже более лет. И покупатели в основном предполагают поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, у нас есть прямые договора с Китаем”.

Главные иностранные партнеры тоже прилетели в Сабетту. Глава компании Тоталь, большая китайская делегация. В качестве почетного гостя - министр энергетики Саудовской Аравии. К 2040 году спрос на СПГ в мире увеличится на 40 процентов, предсказывают эксперты.  Ямальские проекты помогут стране занять лидирующие позиции. Это тема совещания с Президентом, большая часть которого прошла за закрытыми дверями.

Александр Новак, Министр энергетики РФ: “Мы сегодня говорили о том, что нужно сделать, какие меры поддержки реализовать, чтобы такие проекты были реализованы. В том числе и развития Северного морского пути, поддержки отечественного машиностроения, разработки нормативно-правовой базы, чтобы создать возможности использовать ту нишу, которую будет испытывать мировой рынок”.

“Россия обладает 22 процентами мировых запасов газа, а доля на рынке СПГ не соответствует нашим возможностям. И на совещании, я по НОВАТЭКУ привел данные, что сегодняшние запасы, мы в состоянии производить до 56-57 миллионов тонн”- пояснил Леонид Михельсон, председатель правления ПАО “Новатэк”.

В Сабетте все карты легли удачно. Ресурсная база завода – Южно-Тамбейское месторождение – находится здесь же. Хоть до Пекина, хоть до Парижа – расстояние отсюда одно. Это удобно, а главное, дешевле любой другой транспортировки. А погодный «минус» - это плюс для процесса сжижения. Ведь газ сжимают как раз холодом – при температуре – 160 он уменьшается в объеме в 600 раз. Хранилища для СПГ – это 4 огромных резервуара-термоса. Для перевозки ямальского СПГ в Южной Корее построят 15 танкеров-газовозов.

Первый из них – «Кристоф де Маржери» в честь погибшего главы компании Тоталь. За раз корабль перевозит столько топлива, сколько хватит, например, Швеции на целый месяц. И он сам себе ледокол. После полной загрузки танкер уже отправился в первый, самый важный рейс. 

    выбор редакции
    вести ямал
    события недели
    вести арктики
    новости культуры
    первоисточник
    новости партнеров

    все новости

    лента новостей
    Наши проекты
    Раскадровка Игоря Корнелюка

    «Ямал. Неофициальная версия»

    Помня Игоря...

    Первоисточник 2.0









    мы в социальных сетях