usd
56.41
eur
69.07
НЕФТЬ
69.32
+1.84%
Вести Ямал
10 декабря 2017 | Марина Ковалёва

Сабетта: про жизнь страны и региона до и после триумфального старта в главном посёлке России

×

×

То, о чем последнее время говорило квалифицированное сообщество, случилось. Состоялась церемония загрузки первого танкера-газовоза «Кристоф де Маржери». Запуск первой очереди завода Ямал СПГ по сжижению природного газа произошло при участии Президента Российской Федерации Владимира Путина.

В это время года на Сабетте почти не бывает солнца и мороз под 30. Но с погодой, считай, повезло – все самолеты удачно прилетели, в том числе борт номер 1. А Президент без шапки и не спеша осматривает площадки второй и третьей технологической линии завода. Своими первыми впечатлениями Путин делится уже в центральной диспетчерской – отсюда управляют всем заводом.

- Северное сияние по дороге не подсвечивало?

- Нет, видел только сияние вашего завода. Новое, настоящее такое, высокотехнологичное сияние!

Между шутками и разговорами о северной романтике, работники затрагивают «наболевшее» - о кадрах. Специалистов собирали по всей стране. А если производства СПГ будет развиваться – а оно будет – то где брать еще? В вузах их пока не готовят.

“У нас ведь раньше не было такой компетенции. Это, по сути, первые шаги. А куда было готовить таких специалистов? Вникуда, если нет таких проектов? Сейчас они появляются. Очень важно, чтоб у вас получилось. А у вас уже получилось, это же очевидно. А, когда уже видно, что у вас получилось  и это множится, тогда, конечно, выстраиваться будет и среднее образовательное звено, и высшая школа будет подстраиваться”, - сказал Президент.

Оставив автограф на память, глава государства отправляется к ожидающим его сотням гостей и дает старт загрузке первого танкера ямальским сжиженным газом. 

Владимир Путин подчеркнул: “Это сложный проект, безусловно, и вот в этом зале, есть очень хорошие люди, хорошие специалисты, которые в начале пути мне говорили «Не надо этого делать». На вопрос «Почему?» ответов было много и все, действительно, серьезные. Ну а те, кто начинали этот проект, рискнули, причем, это оказался риск обоснованный. Это только первая часть большого проекта,  первый этап большого проекта в 16,5 миллионов тонн”.

Первая очередь завода начала работать на этой неделе, запуск второй и третьей в 2018 и 2019 годах утроит объемы производства. Планируется и четвертая, полностью на российских технологиях и это обойдется на треть дешевле. Уклон на «отечественное» будет сделан и на «Арктик-СПГ» - втором заводе на полуострове Гыдан.

“Он уже будет, конечно, не такой как наш первенец, он будет на гравитационных платформах и он уже больше будет из российских материалов, практически весь. А проект состоялся. Наше участие как субъекта - в будущем построить железную дорогу сюда, мы теперь знаем, да и всегда знали, что Президент поддерживает Северный широтный ход” – сказал Дмитрий Кобылкин.

А так все начиналось: Июль 2012 года. В первую сваю будущего причала морского порта закладывают капсулу времени. Через год порт уже принимал крупнотоннажные суда. Через него, собственно, и было завезено все для завода СПГ.

“До запуска порта здесь возможно было завозить грузы либо вертолетом, что очень дорого и не очень эффективно, либо по реке – это возможно всего лишь 3 месяца в году – с июля по октябрь. Порт дает нам возможность работать круглогодично”, - рассказал Руслан Панарин, заместитель генерального директора по управлению системой снабжения ОАО “Ямал-СПГ”.

Из крохотного поселка геологов с 19 жителями, территория превратилась в город, где сейчас больше 30 тысяч рабочих мест.  Есть международный аэропорт – самый северный в мире – с регулярными рейсами. Путь до Москвы всего 3,5 часа. Сам завод строится по принципу конструктора. 142 громадных детали-модуля, общим весом 560 тысяч тонн, некоторые из них размером с пятиэтажки. Их везли по морю из Китая и Индонезии.  Здесь оставалось лишь соединить между собой.

Ямал СПГ – проект международный. Половина акций принадлежит НОВАТЭКу, остальное разделили французский TOTAL, китайcкие CNPC и “Фонд Шелкового Пути”. Инвестиции в проект – 27 миллиардов долларов.

Всего же в строительстве приняли участие 15 стран и 650 российских предприятий. Топливо с завода продали еще до того, как начали добывать.

Генеральный директор ОАО “Ямал-СПГ” Евгений Кот отметил: “Важно то, что практически весь СПГ продан, порядка 96 процентов размещено по долгосрочным контрактам - это 20 и даже более лет. И покупатели в основном предполагают поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, у нас есть прямые договора с Китаем”.

Главные иностранные партнеры тоже прилетели в Сабетту. Глава компании Тоталь, большая китайская делегация. В качестве почетного гостя - министр энергетики Саудовской Аравии. К 2040 году спрос на СПГ в мире увеличится на 40 процентов, предсказывают эксперты.  Ямальские проекты помогут стране занять лидирующие позиции. Это тема совещания с Президентом, большая часть которого прошла за закрытыми дверями.

Александр Новак, Министр энергетики РФ: “Мы сегодня говорили о том, что нужно сделать, какие меры поддержки реализовать, чтобы такие проекты были реализованы. В том числе и развития Северного морского пути, поддержки отечественного машиностроения, разработки нормативно-правовой базы, чтобы создать возможности использовать ту нишу, которую будет испытывать мировой рынок”.

“Россия обладает 22 процентами мировых запасов газа, а доля на рынке СПГ не соответствует нашим возможностям. И на совещании, я по НОВАТЭКУ привел данные, что сегодняшние запасы, мы в состоянии производить до 56-57 миллионов тонн”- пояснил Леонид Михельсон, председатель правления ПАО “Новатэк”.

В Сабетте все карты легли удачно. Ресурсная база завода – Южно-Тамбейское месторождение – находится здесь же. Хоть до Пекина, хоть до Парижа – расстояние отсюда одно. Это удобно, а главное, дешевле любой другой транспортировки. А погодный «минус» - это плюс для процесса сжижения. Ведь газ сжимают как раз холодом – при температуре – 160 он уменьшается в объеме в 600 раз. Хранилища для СПГ – это 4 огромных резервуара-термоса. Для перевозки ямальского СПГ в Южной Корее построят 15 танкеров-газовозов.

Первый из них – «Кристоф де Маржери» в честь погибшего главы компании Тоталь. За раз корабль перевозит столько топлива, сколько хватит, например, Швеции на целый месяц. И он сам себе ледокол. После полной загрузки танкер уже отправился в первый, самый важный рейс. 

    выбор редакции
    вести ямал
    события недели
    вести арктики
    новости культуры
    первоисточник
    новости партнеров

    все новости









    мы в социальных сетях