Продовольственная безопасность от юга до севера: удастся ли регионам наладить процесс?
Сельское хозяйство на Ямале есть, и здесь у него гораздо больше трудностей, чем в любом другом регионе. Работа в этой отрасли – постоянное преодоление. Климата, бездорожья, бюрократии, недопонимания далекими федеральными законодателями северной специфики.
Чтобы продовольственная безопасность не стала для наших аграриев тяжким ярмом, нужны максимально приближенные к реальности подходы. И тогда результат не заставит себя долго ждать. Примеры эффективного сельхозпроизводства у нас уже есть. В конце недели с опытом Ямала познакомились представители Общественной палаты России.
Продовольственную безопасность в регионах страны общественная палата, впервые в новом составе, обсуждает именно на примере Ямала. Живя полезными ископаемыми, округ активно развивает и сельское хозяйство. У нас по-прежнему самое большое поголовье оленей в мире и мы до сих пор единственные экспортеры этого диетического продукта во всей стране. При этом единого закона, регулирующего оленеводство, нет. Хотя проект этот не первый год в стадии обсуждения. Теперь речь о нем пойдет в другом ключе: оленеводство – не бизнес.
Есть оленеводы, есть кочевая жизнь, а закона о статусе коренного населения нет. Это вторая из проблем, которую сразу обозначили общественники. Не решен вопрос и с распределением рыбных квот – кого и сколько ловить в ямальских реках, решают в Москве. Хотя логичней было бы дать это право региону. Изменения в федеральный закон о рыболовстве теперь тоже будут лоббировать общественники. Сходу рождаются и новые идеи для местных аграриев. «Здесь есть термальные воды - надо их использовать. Я думаю, что теплицы в 9 гектаров – это очень мало, Ямалу нужно очень много. До 2020 года есть постановление Правительства – увеличить в десятки раз овощеводство закрытого грунта, вот этим, я думаю, надо на Ямале заниматься», - считает член общественной палаты РФ Айгун Магомедов.
Представитель Дагестана тут же изумляется – на Крайнем Севере даже научились выращивать лимоны, а то, что под носом – не замечают. На столе бутылки с кисловодской минералкой, а могли бы стоять с талой арктической. Чем не бизнес -идея без особых затрат? Но основа продовольственной безопасности округа - конечно, традиционное хозяйство. Технологии позволяют заготавливать не только сырую оленину, но перерабатывать мясо. Цех в Салехарде уже выпускает более сотни наименований продукции. Это самое современное производство на всем севере страны. Здешний опыт уже перенимают мясные комбинаты из других регионов, а деликатесы распробовали даже мясные гурманы - немцы. «Были у нас бизнесмены из Кёльна, пробовали нашу сыровяленую продукцию, поцокали языками, сказали, что она «золотая». В том плане, что если ее будут продавать в Германии, никаких денег не хватит, чтобы все это купить, потому что такую продукцию будут разбирать», - рассказывает директор цеха по переработке оленьего мяса МП «Ямальские олени» Геннадий Соколов.
Но пока цех работает в основном на радость двум городам по обе стороны Оби и Приуральскому району. Еще один передовик производства в мае откроется в Аксарке – современный животноводческий комплекс. Объект готов, осталось завезти постояльцев. Это случится в июне, их доставят из Салехардского коровника по воде. Так буренки испытают меньше стресса. Ведь им еще привыкать к новым хоромам – комплекс полностью автоматизирован. Сейчас коров держат на привязи, здесь у них будет полная свобода передвижения. В этом помещении коровы будут проводить все свое основное время, гулять, отдыхать, набираться сил на мягких подстилках. А для полной релаксации животных в коровнике предусмотрены даже автоматические чесалки.
Здесь поселятся 240 коров – сто из них дойные. Молоко также пойдет в столицу округа и Приуральский район. К концу года аграрии уже ожидают больших удоев. «Мы рассчитываем к концу года увеличить производство на 10 процентов. У нас годовой оборот - 400 тонн, и мы планируем выйти на уровень 500 тонн, закрыть этот год с учетом нового комплекса», - сказал директор ОАО «Салехардагро» Вадим Калинин.
Агро-турне общественники продолжают уже на главном празднике кочевников. В чуме как раз можно отведать все, чем богат округ. Кубанский фермер с 25-летним стажем советует возрождать на Ямале кооперацию. «Я ездил в Японию, в Израиль. Знаю опыт других стран, которые хорошо используют кооперацию в сельском хозяйстве. И тут такая интересная зависимость получается: там, где кооперация развита хорошо, там население, как правило, пользуется собственной продукцией, выращенной в этой местности. И, как правило, в этих странах самая высокая продолжительность жизни людей», - поясняет фермер из Краснодарского края Александр Шипулин.
Кооперативы могли бы работать на простых оленеводов. Мало вырастить животное, его мясо нужно продать по разумной цене, а прежде переработать и красиво упаковать. Кооперативы могут выполнять все эти функции, тогда отпадут перекупщики, накручивающие цену. За примерами далеко ходить не пришлось. Вячеслав Тибичи случайно услышал разговор и тут же делится своими наблюдениями. Он продает мясо по 140 рублей за кило – пройдя через несколько рук, его цена увеличивается в разы.
Все замечания и предложения общественники берут на карандаш – после обсуждения они войдут в резолюцию. Опыт Ямала будет представлен другим регионам. А идеи по решению проблем будут озвучены на федеральном уровне: итогом поездки общественников станут рекомендации для Правительства и парламента страны.