Первый Театральный. Тепло аплодисментов северян пленило душу древнегреческой богини
Фестиваль театрального искусства на Ямале в этом году можно назвать чисто мужским творением. Со сцен звучат голоса Игоря Губермана, Евгения Гришковца, Михаила Пореченкова и Сергея Маковецкого. Кстати, количество самих подмостков «Первого театрального» в этот раз расширили. Жители Ноябрьска, Губкинского и Нового Уренгоя смогли увидеть профессиональные постановки от приезжих гостей.
Политика, ирония, одиночество, ревность… Спектр глубинных эмоций и переживаний поднимает в этом году театральный фестиваль на Ямале. И в центре внимания на сей раз - мужчины. Внимательный зритель увидит это сразу на афише. «Мужская версия» появилась после значительного перекоса разнополой аудитории за 5 лет фестиваля.
«Все эти проблемы волнуют мужчин очень сильно и глубоко - здесь они могут найти это отражение в каждом спектакле. В постановке мужчины говорят мужским языком, о мужских вещах. Им должно быть это интересно», - считает Олеся Тимошенко, заместитель директора Культурно-делового центра.
И на злобу дня, и о любви, и выпивке, и об искусстве стареть. Искрометный юмор, остроумие и немного хулиганства подарил ямальцам писатель Игорь Губерман. Его программа «Гарики всех лет» открыла фестиваль театрального искусства. Эстафету перехватил призрак. «Кентервильское привидение» в исполнении Московского Губернского театра стала следующей историей Мельпомены. От страха и смеха визжали и дети и взрослые. В третий раз приехал на Ямал и любимчик публики - Гришковец. Своей ностальгией по всему бумажному он поделился в авторском моноспектакле «Прощание с бумагой». Для драматурга это очень личная и важная тема. Он до сих пор пишет свои рассказы и романы по старинке от руки.
«Я все пишу от руки. У меня нет компьютера, и я не хочу его иметь. У меня нет адреса электронной почты, я не выхожу в интернет. У меня есть мой интернет-дневник: я диктую, написав на бумаге текст тому, кто это может это выложить в интернет. И этот дневник не интерактивен, на него бессмысленно реагировать», - рассказал Евгений Гришковец, актёр, театральный драматург.
По мнению Гришковца, ничто так не сохраняет время, как бумага. Вместе с исчезновением из жизни бумажных книг, утренних газет, писем от руки исчезают ощущения и эмоции, которых во второй раз уже не переживешь.
Монолог «Прощание с бумагой» - это не драматургия, но это – искусство разговорного стиля, успешно выходящее под брендом «Гришковец», и не менее успешно продаваемое.
Дмитрий Волков: «Нравится, во-первых, само содержание, во вторых - подача хорошая».
Павел Шлемин: «Не был на других спектаклях, но слушал его аудиоспектакли - понравились, решил сходить на этот».
Елена Семенюго: «Я читала Гришковца, и не раз. Смотрела его спектакли ещё на дисках. Давно его знаю, задолго до того, как он приехал в Салехард. Он говорит простыми словами, о том, что нам сложно бывает сказать».
Массивные декорации и кучу нужного для моноспектакля реквизита Гришковец привёз сам. Салехардский зритель увидел его таким, каким он идет в Москве, Санкт-Петербурге, Вене, Париже – в общем как видит его публика европейская.
Первый Театральный фестиваль в этом году стал окружным. На трех муниципальных площадках: в Новом Уренгое, Ноябрьске и Губкинском организаторы подготовили два спектакля. Большой удачей стало приглашение Сергея Маковецкого. Один из самых любимых артистов, имя которого всегда собирает театральные залы. Ямальская сцена не станет исключением. К сожалению, он не приедет в окружную столицу. Виной тому бытовые райдеры.
«У Маковецкого в райдере не больше двух перелетов в один тур. К сожалению, мы не в очень хорошей ситуации - у нас нет наземного сообщения, поэтому Салехард оказался не в самом выгодном положении», - пояснила Олеся Тимошенко, заместитель директора Культурно-делового центра.
Три взрослые постановки этого года потребовали не малых усилий от организаторов. Самое сложное ожидалось после Гришковца. Сцену Культурно-делового центра готовят для встречи к МХТ. На главной сцене округа поставят «Крейцерову сонату». Впервые наши рабочие воссоздают чертежи с нуля. Все заказанные театром детали конструкции готовы: собран решетчатый подиум. Многометровые доски обшивают матовой тканью.
«Хотели покрасить сначала, предложили ребятам с Москвы, но они сказали «нет». Посмотрели оригинальную конструкцию, которую нам отправили по интернету, там тоже отделано тканью», - говорит Альберт Ниязов, художник-декоратор Культурно-делового центра.
3 куба леса, 100 метров ткани. Сомнений нет - импровизированный перрон воссоздали по размерам Московского художественного театра. Последние штрихи и через несколько часов на местной сцене покажут мужскую версию спектакля «Крейцерова соната» классика Толстого. Трагедию Позднышева раскроет Михаил Пореченков.
5 по счету фестиваль театрального искусства с каждым годом набирает на Ямале высоту, кажется, Мельпомена благосклонна к краю земли. Тепло аплодисментов северян пленило душу древнегреческой богини.