Международная диалектика. Чего ждать северянам?
Арктика, которая сегодня стала территорией диалога, как по заказу, показывает свой суровый нрав. Вся суть Международного форума заложена ещё в его названии. Красной нитью тема сотрудничества и только сотрудничества пройдет через все выступления. Арктика - этот лакомый кусочек не должен стать яблоком раздора в мире.
Снегами припорошенных, участников уже на входе встречает неповторимый мир Севера. Словно живые белые медведи — не чучела, как успели некоторые перепугаться — по соседству с северными оленями, как будто только из тундры — притягивают изумленные взгляды. А вот природными аномалиями многих не удивишь — не в тропики ехали.
«Я с севера Соединенных Штатов - Аляски. Так что у нас тоже есть снег. Поэтому я во всеоружии — теплая куртка, шарф. Мне нравится снег»,- говорит шеф бюро в России и СНГ Джеймс Брук.
А вот китайцы в шоке от такого - made in Ямал - «бабьего» лета — спешат поделиться впечатлениями с родными и оккупировали открытое здесь отделение «Почта России». Служба обещает доставить открытку с ямальским пейзажем в любую точку планеты. Ещё бы, это ведь как позвонить с другой планеты — Алло, мама, я всё-таки не замерз!
Полторы сотни аккредитованных СМИ, 80 телекамер, не меньше четырех сотен гостей. Открытие началось вовремя и без лишней помпезности — кратко и по делу. Вице-президент РГО Артур Чилингаров напомнил ученым и чиновникам — и тех и других тут достаточно — зачем приехали: прислушаться друг к другу. Ямал знаменитый полярник обозначил, как пример ответственной эко-политики в Арктике.
«Есть понимание губернатора, стремление, чтобы сделать ваш округ центром полярных исследований, это мы всячески будем поддерживать»,- заверил первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров.
Губернатор Ямала рассказал о смелых проектах, реализуемых на полуострове. Промышленный бум уживается с сохранением традиционного образа жизни аборигенов, не нарушая при этом баланс интересов. Но, наука должна минимум, на шаг опережать освоение. И минимум этот крайний предел — науке нужен базис, полевые условия испытаний и только потом прогноз и освоение. Это - время, это - деньги, это - тот самый минимум, в который мы погружаемся сейчас - мы знаем где, сколько и чего лежит, но вот как взять и не навредить — вопрос, который никого не интересовал 40-50 лет назад. Была теория — не было механизмов, теперь есть механика, но вот те уникальные знания сгинули, растворились. Всё это необходимо совместить. Сейчас это — краеугольная тема.
«В советское время несколько раз предпринимали попытки освоить Бованенковское месторождение и начать добывать оттуда газ. Но, к сожалению, на тот момент не было технологий. Очень важно, чтобы мы понимали при развитии, при разработке Арктики, что у нас есть такие технологии, которые нанесут минимальный ущерб окружающей среде»,- сказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.
Ответом на вызов времени стало открытие на этой неделе в Якутии научно-исследовательской станции «Остров Самойловский». На Ямале планируется создание научного центра по изучению Арктики Сибирского отделения РАН.
В подмогу науке приходит и космос. Из восьми государств, входящих в состав Арктического совета, Россия стала инициатором проведения космического мониторинга ледяной шапки планеты. Сейчас спутники на геостационарной орбите не видят дальше 60-го градуса северной широты, а низкоорбитальные не дают постоянного контроля. Одни слишком высоко, другие слишком низко. Все страны Арктического региона приглашаются к участию в проекте.
«Уже разработан проект, выделены средства, есть подрядчик, и Россия успешно движется на пути создания системы из двух спутников на высокоэллиптических орбитах типа «Молния». Рассчитываем, что к 2015 году первый такой спутник будет запущен»,- сообщил руководитель Федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Фролов.
Объединить усилия предлагается и в предупреждении чрезвычайных происшествий на ледовом континенте. Аварий, особенно техногенных, становится больше — до ста случаев в год. А сил и средств МЧС создает сеть из 10 аварийно-спасательных станций — разбросаны они будут по всей российской северной окраине.
«Продолжается реализация первого этапа создания аварийно-спасательных центров. В конце августа этого года один мы открыли в Нарьян-Маре. Местом размещения был выбран земельный участок, имеющий выход в акваторию реки Печора,- рассказал заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян. - Одной из функций этого центра будет координация сил и средств нефтедобывающих компаний в случаях чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти».
Между тем, целый ряд защитников природы бьет во все колокола – ни у кого в мире нет хоть сколько-нибудь надежных технологий по ликвидации разливов нефти в Арктике. И в случае самого худшего сценария - это будет общеарктическая катастрофа. Для иллюстрации: Мексиканский залив в 2010-м. Субтропики. Открытая вода. Развитая инфраструктура со всей возможной техникой. Задействованы 40 тысяч человек. 4 тысячи судов. Тысячи километров боновых заграждений.
«Это будет проблема всех пяти прибрежных государств, и ликвидировать ее будет практически невозможно,- заявил директор Арктической программы WWF International Александр Шестаков.- Если это случится даже в меньшем объеме в Арктике, то, наверное, не нужно говорить, что здесь невозможно мобилизовать 40 тысяч человек, здесь нет никакой речи о четырех тысячах судов, здесь отсутствует инфраструктура, отсутствует оборудование».
Но, по великой своей исторической судьбе, по великому наследию северной страны – Россия – обладает теми богатствами за которые она никогда не сражалась – просто потому, что сюда было не доплыть-не доехать, земли и целые архипелаги оставались не обитаемы, малоизученны и никому не интересны. В 21 веке всё разительно поменялось. Выяснилось, что самые крупные месторождения как раз находятся в Арктике и всегда принадлежали Государству Российскому. Географически – одна треть всей российской земли это либо Север, либо Крайний Север. И мы веками учились жить на равных с холодом и его обитателями. А теперь миру так нужны углеводороды. Только нефти эта кладовая планеты хранит в себе, по самым скромным оценкам – 90 миллиардов баррелей. Бережное отношение требует серьезных финансовых затрат и уникальных не только технологических, но и политических решений. С этого - начал свое выступление Президент.
«Основы нашей государственной политики в Арктике предусматривают установление особых режимов природопользования. В частности, право добывать нефть в ледовых условиях будут получать лишь такие компании, которые обладают самыми современными технологиями, и, разумеется, способны обеспечить свою работу в финансовом плане»,- отметил Владимир Путин.
Арктика, это холодно, тонко, жестко - это дипломатия, прежде всего. Здесь - мало ставок каких-то банков и уверений корпораций, за которыми стоят многомиллиардные интересы – Арктика, прежде всего, - дом, где живут северяне и другого дома они не мыслят.
Теперь Россия доказывает, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева – это продолжение континента Евразии. Если это подтвердится, то и так крупнейшая арктическая держава получит приоритетное право на освоение еще 1,2 млн. квадратных километров территории. Кроме тех 17,1 миллионов километров квадратных, которые уже по закону принадлежат России. А побороться там есть за что: хребты Ломоносова и Менделеева хранят в себе запасы нефти и газа в объеме более 5 миллиардов тонн условного топлива.
«Нам необходимо убедить двадцать одного независимого члена комиссии по континентальному шельфу, что вот эти участки, на которые мы претендуем, которые будут составлять новые границы, по сути своей являются геологическим продолжением материка. Но это просто легко сказать. Но для того, чтобы все это доказать, надо провести целый ряд исследований»,- пояснил посол по особым поручениям МИД РФ Антон Васильев
Арктика – это мир. Есть там богатства бегающие, летающие и плавающие. Для мониторинга за белыми медведями создается единая сеть. Внимание и редким птицам, моржам, китам, дельфинам. В рамках форума позаботились о более южных млекопитающих: РГО и Евроазиатский центр изучения леопардов подписали соглашение о сотрудничестве по сохранению этих кошек. Популяция дальневосточного леопарда — самого редкого из подвидов — у нас от силы 50 особей. А переднеазиатского на Кавказе вообще истребили век назад.
«По инициативе председателя попечительского совета Владимира Владимировича Путина, у нас появились первые переднеазиатские леопарды на Кавказе, котята появились, это большая радость, действительно большая радость, потому что больше 100 лет, как эти животные были выбиты»,- говорит президент Русского географического общества Сергей Шойгу.
Владимир Путин подчеркнул необходимость расширять особо охраняемые зоны северных территорий. Сейчас это 322 тысячи гектаров земли. В планах чуть ли не утроить заповедные площади, продолжат и избавляться от наследия советского периода в Арктике. На генеральную уборку выделено миллиард четыреста двадцать миллионов рублей.
«Мы продолжим проект по уборке Арктики. В 2011-2013 годах выделен миллиард четыреста двадцать миллионов рублей на очистку Арктики. Свои программы стартовали и в регионах. Так, на Ямале по инициативе местных властей приводят в порядок остров Белый. Рассчитываем, что к этой работе подключатся все северные регионов», - сказал Владимир Путин.
Страна готова к тесному партнерству в арктических вопросах. Тему единого севера подхватил и президент сопредельной по северу Финляндии. И уповал, что диалог между властями и наукой нужно углубить — особенно в области изучения изменения климата. Чем и занимаются лучшие финские умы.
«Мы сосредоточили свои усилия на практическом опыте,- сообщил президент Финляндии Саули Ниинистё,- Мы разрабатываем технологии первого класса в сложнейших арктических условиях. Одна из областей превосходства - это морские технологии и управление льдами в Арктике».
Глава Исландии - давний друг Ямала, переизбранный недавно на пятый срок, назвал три кита, на которых, по его мнению, держится равновесие в арктическом мире. Новые партнеры не идут в Арктику со своим уставом. Решения принимаются на основе научных фактов, а не политической мощи. И последнее: народы, живущие в Арктике - ее неотъемлемая, а стало быть, никем не рушимая часть.
«Это краеугольный камень для достижения успеха в арктическом сотрудничестве,- считает президент Исландии Оулавюр Гримссон.- В какой-то степени, это должно стать правилами поведения в Арктике. И я убежден, что наши новые партнеры и гости с радостью будут уважать и соблюдать эти правила».
Вопреки ожиданиям, на закрытии форума не огласили тему, которую обсудят через год в узком Полярном кругу. То есть никто, ничего, никому не сказал: кто, где и что обсудит – интрига, по-северному, будет развиваться.