Картошка на вечной мерзлоте. Аграрии-энтузиасты вышли на весеннюю посевную
Этот долгожданный день для хранителя картофельного фонда Ямала Людмилы Костиной наконец настал. Посевную как заколдовали: то ветхая техника подведет, то погода забалует. От старинного склада до поля сельхозопытной станции метров двести. Таксист помогает женщине грузить мешки в машину. Перед посадкой, особый ритуал.
«Этот препарат имеет поисковую способность. Он находит болячки, болезненные места, находит вредителя и начинает там размножаться», — рассказала о препарате собственного производства Людмила Костина, старший научный сотрудник ВНИИ ветеринарной энтомологии и арахнологии. Этот препарат Людмила Костина использует вместо химических удобрений. Идея родилась случайно: повернуть против агрессора его же оружие. Она вывела препарат, используя колорадских жуков.
Колорадские жуки на Севере не водятся, но у здешней картошки есть и болезни, и другие вредители. К тому же препарат, по словам автора, «заметно повышает урожайность».В прошлом году, например, в два раза увеличился урожай от этого препарата. Если сухая погода, то на 30 процентов увеличится урожай.
Из всего семенного фонда, а когда-то в нем было более ста восьмидесяти сортов, проверку на стабильную урожайность прошли только шесть. Несколько выведены на самой сельхозопытной станции. Как, например, «Ямальский».
Округ сейчас активно развивает многие нетипичные для Севера «жанры» сельского хозяйства. В середине девяностых был пик растениеводства, собрали более шести тысяч тонн картофеля. Потом газовый округ разбогател, и о местных корнеплодах на Ямале просто забыли. Новый виток аграрной активности начался всего пару лет назад. В прошлом году собрали больше тысячи тонн. Но это всего два с половиной процента от объема, потребляемого в округе картофеля. Чтобы поддержать своего производителя, в окружном бюджете предусмотрены аграрные субсидии.
«Если в прошлом году объем субсидий именно на картофелеводство составил порядка четырех с половиной миллионов, то в этом году, в два раза эта субсидия увеличилась. И составляет 8 миллионов 600 тысяч рублей», — говорит Виктор Югай, первый заместитель директора департамента АПК и потребительского рынка ЯНАО.
Решается проблема безработицы в селах, а северяне получают свою, экологически чистую картошку. Любопытно, что северные корнеплоды ни в чем не уступают, а иногда даже превосходят по качествам свою именитую родню.
Мы отправили клубни на экспертизу в лабораторию Тюмени. Образцы пронумеровали. Где какой, ученые не знают. Номер один — Германия, номер два — обычный российский, номер три — ямальский. В первом образце свинца и нитратов было выше всего. А «северянину» досталось только за товарный вид, неправильно ехал до областной столицы.
«Если бы картофель номер три хранился в правильных условиях, то в этой группе картофелей занял бы первое место», — пояснил Андрей Буров, заведующий лабораторией Государственного аграрного университета, г. Тюмень. Эту картошку, кстати, вырастил житель села Горки Николай Щупаков. Прошлым летом он собрал небывалый тут урожай. С шести соток — полторы тонны. Секрет прост — землю удобряли кроличьим пометом. Пятнадцать ушастых помощников честно отработали свое содержание.
Ветеран сельхозопытной станции Людмила Костина уверена, что «с одного гектара ямальских полей при желании можно собирать до пятисот центнеров отличной картошки». Раза в два больше, чем даже в Белоруссии. Ключевое слово тут поддержка. Округ готов выделить деньги ученым. Но по закону о госзаказах сначала должен пройти конкурс.
Ее мечта, запустить линию по производству изобретенного ею препарата. Но это, разумеется, потребует серьезных финансовых вложений. Пока же все научные разработки, в том числе и новые препараты, на стадии окружного мониторинга. Прежде чем запускать такие серьезные процессы, их надо всесторонне изучить.