Как Сабетта принимала выездное заседание Совета Государственной Думы
Арктическая Сибирь. Новый экономический союз для северных регионов предложили депутаты Государственной думы после увиденного на Сабетте. Более 70 процентов инвестиций российского арктического побережья сегодня сосредоточены в нашем округе. Один только Ямальский завод по сжижению природного газа дает десятую часть всего валового продукта страны. Будущие инфраструктурные и транспортные возможности территории объективно делают регион и географическим и экономическим центром дальнейшего развития северного морского пути и всего российского заполярья. На минувшей неделе наши проекты были в центре обсуждения на выездном заседании совета федерального парламента в Сабетте и на президиуме государственной комиссии в Правительстве. Подробности у Марины Порминой.
Выездное заседание совета Госдумы начинается с осмотра завода «Ямал СПГ». Сегодня здесь попеременно трудятся около 50 тысяч вахтовиков. Работают газовики круглосуточно, круглогодично. С 61 скважины газ поступает в 1 технологическую линию. Вторая почти достроена, третья возводится, четвертая будет работать по собственной новотэковской технологии сжижения газа, почти все оборудование для неё будет российским. Депутатов интересуют размеры резервуаров, где хранится газ, сколько его помещается на судно и как долго длится загрузка. После осмотра территории завода хозяева и гости обсуждают сегодняшнее положение, перспективы и сложности проекта.
«Требуются квалифицированные кадры. СПГ-индустрия - новый сектор РФ, нехватка профессионалов ощущается. Создана подготовка кадров со школьной скамьи», - рассказал Евгений Кот, генеральный директор ОАО «Ямал СПГ».
На вопрос парламентариев – “какие еще необходимы изменения в законодательстве” – сразу звучит ответ.
«Громадное предприятие у нас совместно с «Газпромнефтью» - «Арктик газ» называется. Добывают там 26 миллиардов кубов газа и порядка 6-7 миллионов тонн жидких углеводородов. Выгоднее обособить эту залежь и чисто с инвестиционной точки зрения комфортно для всех, инвестировать. А по закону этого делать нельзя», - отметил Леонид Михельсон, председатель правления ПАО «НОВАТЭК».
Депутаты предлагают создать в Госдуме рабочую группу с привлечением профильных министерств. Она займется анализом предложений по законодательному решению проблем, которые сегодня стоят перед государственно-частными партнёрствами при реализации приоритетных проектов. Таких как «Ямал СПГ» и других.
«Я что предлагаю – может в правительство прийти с предложением: там, где проекты законов или распоряжения касаются Севера, чтобы ставили штамп «Север», что значит «в ускоренном порядке, быстрее, срочно», - предложил Владимир Жириновский, руководитель фракции ЛДПР в Государственной думе.
Общая мощность проекта «Ямал СПГ» – составит 17,4 миллионов тонн сжиженного газа в год. Практически на всю продукцию есть заказы на 20-25 лет вперед. Газ востребован в промышленности страны, у населения и за рубежом. Перед Россией открываются новые рынки сбыта СПГ.
«Сегодня эти рынки осваивает Катар, Австралия, Малайзия и другие страны. Мы пока там не настолько представлены, как хотелось бы. Этот проект решает задачу того, что мы там сможем быть лидерами в этой части», - сказал Вячеслав Володин, председатель Государственной Думы Федерального Собрания.
Строительство железной дороги от Бованенково до Сабетты – региональная инициатива. Губернатор Ямала отметил, что через наземную артерию предприятия Урала и Сибири смогут доставлять грузы по севморпути в Азию или Европу. О транспортных перипетиях говорил Дмитрий Кобылкин и на госкомиссии по развитию Арктики. В необходимости внесения изменений в федеральный закон “Об автомобильных дорогах” он убеждает федеральных коллег не один год.
«Нам денег даже не нужно. Мы государственно-частное партнерство не можем создать потому, что у нас есть такие законодательные акты… Мы год не можем 37 Федеральный закон поменять и построить простой мостовой переход. Нет альтернативного бесплатного проезда. Да у нас никакого проезда в Арктике нет. Ни бесплатного, ни платного», - пояснил Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямала.
Разработанные Ямалом поправки поддержали 23 субъекта районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а также Министерство транспорта страны. Теперь дело за парламентариями.