Искусство эпохи «великого перелома» представили жителям окружной столицы
События 1917 года – это не только падение монархии, террор и гражданская война на долгие годы. Изменилось все, включая мировоззрение строителей нового мира. Родилась совершенно новая, идеологически правильная культура. Она принимала самые разные формы – от агиток РОСТа с их авангардной графикой до парадов трудящихся на Красной площади. Сегодня часть этой культурной революции можно увидеть и в Салехарде.
Створка иллюминатора с крейсера «Аврора». Буденновка красноармейца, наган, кобура. Эхо давних событий в Петрограде раскатилось по главному музею Ямала. Здесь очень много красного цвета. Большевики говорили, что это символ крови революционеров, пролитой за народное счастье.
По содержанию – футуристичны, по форме – абстрактны. Это работы русского авангарда. Язык которого совпал с идеями революции.
Авангард - искусство, рожденное революцией. Именно художники - новаторы поддержали большевиков и были привлечены новой властью как орудие пропаганды.
Такие работы в технике коллажа были понятны народу и поэтому очень популярны. Портрет столяра «написан» не красками, а выложен настоящими рабочими инструментами. Уникальные творения мастеров русского авангарда первой четверти 20 века в Салехард привез коллекционер Дмитрий Фролов. Это не Кандинский или Малевич, но это ученики и последователи - те, кто сменил их в новой России.
«Для меня творчество русского авангарда, художников, во многом конец искусству. Сегодня искусство как некий маятник от разных течений от первобытного и до русского авангарда. Все, что сегодня творят художники – оно где-то между», - говорит коллекционер Дмитрий Фролов.
Дорогие каминные часы и канделябры из фарфора и бронзы как-то выбиваются из общей экспозиции. Но это только кажется.
Части каминного гарнитура членов императорской семьи прибыли из «сибирского Эрмитажа», так еще называют Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля. После революции многим провинциальным музеям достались национализированные ценности, принадлежавшие до этого былой аристократии.
Часть национализированных сокровищ обменяли на оружие, станки, машины и продовольствие, но гораздо больше было просто разграблено. И уже совсем малая часть былой роскоши досталась музеям.
«Наш первый директор - Милёхин - проводил очень активную политику подбора экспонатов, он сам участвовал в этом процессе, выезжал в Ленинград, отбирал предметы», - рассказал Игорь Глазов, старший научный сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
Эхо революции до Ямала, края земли, докатилось значительно позже. Но след свой оставило. Один из интереснейших экспонатов местного музея – знамя, с которым обдоряне вышли на свою первую демонстрацию. Это семейная реликвия была передана музею Марфой Сенькиной женой Тихона Сенькина, сосланного в Сибирь «за политику».
«Здесь отбывали ссылку политзаключенные, которые узнав о свершении революции, решили выйти на демонстрацию, а знамени у них не было. Обратились к женатому политзаключенному – Тихону Данилочу Сенькину, у которого жена недавно купила отрез сукна на сарафан. Выпросили отрез, быстренько изготовили знамя и с ним прошли», - рассказывает Алексей Мазурин, заведующий сектором новой и новейшей истории МВК им. Шемановского.
Революция породила множество мифов, героев, врагов, новую литературу и особое искусство. Она обещала людям светлое завтра без войн и болезней, без богатых и бедных. Несбывшейся мечте о всеобщем рае только что исполнились первые 100 лет.