Перстень с медведем. Усть-Полуй продолжает удивлять
«Землекопы» спускаются в яму. Кто за штихель, кто за совок. Все они студенты - практиканты, будущие историки. В абитуриентах почти все мечтали стать великими археологами. Но с первых же дней пыл молодых охлаждает нелегкий курс теории. Процесс естественного отбора довершает полевая практика. Восемь часов на корточках под палящим солнцем, в компании досаждающих комаров, день за днем и грамм за граммом перебирать самую обычную землю - и где ж тут романтика?!
«Когда в детстве читаешь книжки и видишь, что раскопали целую пирамиду, гробницу, это кажется интересным и легким, а тут ты понимаешь, что за каждую находку нужно бороться»,- говорит студент Уральского федерального университета Андрей Гончаров.
Но нет на святилище Усть - Полуй ни мраморных саркофагов, ни золотых колесниц. Зато какая-то невзрачная палочка может оказаться настоящей древней стрелой. В утомительных поисках чего-нибудь стоящего быстро понимаешь: археология - это фарт. Почти как рулетка. Везению, правда, весьма способствуют опыт, знания и чутье. Сегодня фортуна знала, кому улыбаться. За плечами студента из Новосибирска раскопки на Алтае, Забайкалье, в Хакасии и Иркутске. А в руке сейчас бронзовая подвеска. Его сокурсники копают в Сибири и на Дальнем Востоке. А он, вот, на Ямале. Как говорит сам - приехал за интересом.
«Я даже могу сказать, что это сейчас моя 5 экспедиция и моя лучшая находка за все 5 экспедиций. Потому что до этого никакого интересного литья мне не встречалось»,- рассказывает студент Новосибирского государственного университета Александр Корчагин. - Работа археолога- это восстановление истории, то есть мы можем собрать пыльцу растений или можем найти столбовые ямы, и поэтому сконструировать быт, прошлое, религиозные воззрения».
За несколько дней работы - десятка два находок. Традиционных для этого места: фрагменты охотничьей утвари и оружия, рукоятки ножей, подвески. Все больше керамика и кость. Бронза попадается реже. А такие вот перстни из неё - редкий подарок судьбы.
Это одна из самых интересных находок. Отличная сохранность, четкий рисунок. На перстне - медведь в так называемой «жертвенной» позе. Тотемное животное людей усть-полуйской культуры. В начале раскопок ученые уже предполагали, что взялись за участок с наиболее мощным культурным слоем. И вот догадки начинают сбываться. Поисковые работы ведутся вплотную к ограждению памятника. Этот участок ещё не исследован и он меньше всего пострадал от стоявшего тут здания.
В этом году археологи копают на участке, где стояло здание гидропорта, его снесли в 2005 году, поэтому на раскопе встречается очень много строительного мусора, например, кирпичи и повсеместно встречаются остатки фундамента здания, или металлические прутья.
По этой причине и до культурного слоя копали дольше обычного. К тому же, в 2013 году изменились и научные приоритеты. Раньше главным считалось скрупулезное изучение артефактов, сегодня важнее полное представление о структуре святилища. Получить картинку без погрешностей уже вряд ли удастся - серьезно нарушен исконный рельеф. Истине помогают золистые пятна. Это следы древних кострищ.
«По определенным визуальным признакам - наличию пережженных костей, угли, полусгнившие обожженные фрагменты древесины - это первые признаки, что здесь существовал некий объект, чаще всего кострище. И вокруг них мы особенно тщательно расчищаем»,- поведал археолог, руководитель раскопок Андрей Гусев.
Золу отдадут на палеоботанический анализ в Екатеринбург. Чтобы определить химический состав, нужны образцы с разных частей памятника. Только сравнение может породить и подкрепить научную гипотезу. Подобных золистых очагов обнаружено уже 6. Вокруг них и отмечается наибольшая концентрация находок.
«Культурный слой присутствует по всей площадке, но здесь был очаг, потом частота и густота находок сокращается, потом начинается другой объект и проследить планиграфию всех основных объектов - это наша основная задача»,- объяснил Андрей Гусев.
Никаких свидетельств постоянного проживания человека на этом месте за шесть лет раскопок так и не обнаружено. Это значит, что гипотеза о святилище до сих пор не опровергнута. Не сомневаются археологи и в возрасте памятника, самые старые находки датируются вторым веком до нашей эры.
А вообще у этого памятника сразу две истории – древняя и современная. Усть - Полуй таил в себе обещание больших открытий. Но сегодня за сенсациями археологи уже не гонятся. Для серьезной науки во все времена гораздо важнее все та же объективная истина.