Готовы ли ямальские педагоги к новым профстандартам?
Сделать школьные уроки доступными и интересными каждому ребенку. Задача, поставленная перед учителями на окружной педагогической конференции этого года, больше напоминает громкий лозунг.
В каждом классе всегда есть свои отличники и двоечники, забияки и тихони. А образовательная программа была и остается общей для всех. Стандарты стандартами, но не стоит забывать о личности ребенка, твердили теоретики и практики от образования. И, кажется, они правы.
Необычный урок истории в обычной средней школе. С фотографий смотрят реальные участники Великой Отечественной войны, которые, как эти девчонки и мальчишки учились в первой старейшей школе Ямала. Рассказы учителя намного понятнее, когда история оживает у тебя на глазах. В школьном музее, которому почти половина века, проводят и физику с математикой. Еще бы, выпускники - академики и профессора, а когда-то они, будучи бойкими пионерами и пылкими комсомольцами, вместе со своими педагогами по крупинкам создавали фонды школьного музея. Сегодня здесь более семи сотен экспонатов. «Здесь в музее у нас существует определенные группы: это поисковые группы, фондовые группы, группы экскурсоводов. Дети постепенно приобретают определенные навыки. Это и работа с документами, это и работа с людьми», - рассказывает заведующая музеем средней школы №1 Лидия Мухина.
Но это только продолжение полувековой школьной летописи. Планы на ближайшее будущее – перевести весь архив на просторы Интернета. Информация о самом музее там уже есть. Теперь музей имени пулеметчика-танкиста Ивана Королькова - первого героя Советского Союза средней школы №1 – это образовательный бренд Ямала. Интернет – ресурс с таким названием стартовал на днях, на педагогической конференции. И это только первый шаг в большой работе. На протяжении двух дней педагоги округа, Москвы и Санкт – Петербурга говорили о необходимости перезагрузки педагогического мышления. Это же подтверждают и исследования: каждый пятый ребенок показывает низкий уровень общего развития. Каждый второй девятиклассник, не получивший выпускного аттестата, абориген. А значит, пришло время учиться и учителям - и шагнуть за рампу только своего предмета. «Кроме того, что он должен прекрасно знать свой предмет, он должен уметь работать с детьми самых разных возможностей и нужд. Он одинаково успешно должен работать с одаренными детьми, с детьми, которые имеют проблемы здоровья, причем со специфическими проблемами в здоровье. Он должен уметь работать с детьми из неблагополучных семей», - сказала директор департамента образования ЯНАО Ирина Сидорова.
Программа ближайшего завтра: помочь каждому педагогу и маститому и начинающему. Сергей Тихонов, директор Регионального института развития образования представил учителям Ямала уже апробированные проекты повышения квалификации. Профессор, доктор педагогических наук Олег Лебедев, предложил рассмотреть роль учителя, как автора образовательного процесса. «Для всех школ может быть один общий вектор развития, но дорожные карты будут разными. Потому что надо учитывать среду, надо учитывать особенности детей», - отметил доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Олег Лебедев.
Вопрос - сможет ли интеллектуальная элита справиться с требованиями современной жизни – непростой, признаются педагоги. В первую очередь, все зависит от каждого человека, который работает с детьми и которые выйдут в самостоятельную жизнь через 10 - 15 лет. В округе создаются условия для повышения профессионального мастерства педагогов и воспитателей̆. С этой же целью повышается и заработная плата, но как показала жизнь - деньги решают далеко не все. «Вот мы нашли ключик – деньги, надбавка, индивидуальное стимулирование, вот таким образом - мотивация. И что это пройдет везде? Не пройдет. И вот сейчас приходит понимание, что еще что–то надо знать, делать, уметь», - сказал доктор педагогических наук, главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков.
Провели учителя и работу над ошибками в области применения мультимедийных средств. Результат неутешительный, к сожалею, далеко не все педагоги пользуются средствами современного преподавания. Перезагрузка в сфере образования – работа не одного дня, первые результаты можно ждать не раньше ближайших десяти лет.