Финишная прямая летней навигации. Каковы сроки ледостава на ямальских реках?
Жизнь Ямала всегда зависела от «большой» воды. Дважды в год со сменой сезонов меняется и жизнь людей. В первую очередь от ледохода и ледостава зависят пассажирские и грузовые перевозки. А от них – досрочный завоз и работа коммунальной сферы, стоимость путешествий и товаров в магазинах. Уже в конце следующей недели ледостав ожидают в северных координатах региона. Сейчас работники транспорта, предприниматели и другие заинтересованные люди перешли на уплотненный режим работы. Навигация-2015 подходит к концу.
Короткое северное лето закончилось, не успев начаться, и вот уже совсем скоро на оби начнется ледостав. По прогнозам синоптиков, первыми лед встретят жители Тазовского уже числа 8-10 октября, через пару дней хрустальная кромка дойдет до Нового Порта, далее в Тамбей, и наконец, в окружной столице ледостав прогнозируют с 18 по 21 октября. Кстати, это на четыре дня раньше среднегодовой нормы. Ну, а пока вода еще свободна от ледяных оков, сотрудники Департамента транспорта встретились с предпринимателями округа, предупредили их о датах ледостава, и напомнили, что нужно заранее позаботиться о завозе продовольствия. «Дали нам прогноз, мы стараемся от него отталкиваться, чтобы потом иметь наименьшее количество проблем на переправе, и чтобы было меньше проблем с оборудованием ледовой переправы и с работой вездеходов на воздушной подушке», - сказал Алексей Костогрыз, заместитель начальника управления транспорта Департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО.
Сознательные предприниматели, зная о ежегодных проблемах с поставками, заранее запасаются продуктами с продолжительным сроком хранения. Вагоны на соседнем берегу разгружают дольше обычного. Бизнесмены уже закупили овощи, фрукты, консервы, крупы, а также замороженные рыбу и мясо. Продукты с малым сроком хранения будут завезены в самую последнюю очередь. Предприниматели обещают, что дефицита товаров во время распутицы в Салехарде не будет. И до начала межсезонья дополнительно наценять товар не планируется. «На тот момент, когда у нас будет переправа закрыта, из-за трудностей переправы и доставки продовольствия, я думаю, будет наценка на продукты питания, но незначительная», - говорит генеральный директор Торгового центра Низами Алиев.
Совсем скоро навигация будет закрыта у речников. На 11 октября запланировано 2 крайних рейса в Яр-Сале и Мужи, а с 12 числа навигация 2015 завершится. За короткое лето пассажиропоток нового речпорта составил приблизительно 60 тысяч человек. Эта цифра остается неизменной из года в год, ведь количество рейсов и маршрутов не меняется. «Все прошло ровно, успешно благодаря сплоченности, слаженности коллектива. Коллектив подобрался молодой, профессиональный. Я доволен», - отмечает Олег Макшанцев, начальник вокзального комплекса города Салехарда.
Полным ходом идет погрузка строительных материалов и оборудования у причальной стенки в Городе семи лиственниц. Отсюда крайние рейсы с важными грузами отправится в сторону Мужей, Горок и Восяхово 14 - 15 октября.
Рабочие спешат загрузить одну из последних барж, чтобы как можно скорее, пока не станет лед на реке, отправить ее в одну из северных точек Ямала – Новый порт.
Эта навигация прошла для «Салехардского речного порта» более чем успешно. Погрузка все лето шла с опережением, поэтому планы перевыполнены на 15 процентов. Все благодаря правильной организации труда и грамотному планированию. «По сравнению с прошлым годом, количество генерального так называемого груза, т.е. строительных материалов, оборудования увеличилось примерно в 2 раза. 24 процента - это увеличение именно работ. Производительность выросла при том же фактически коллективе», - прокомментировал Сергей Кузнецов, исполнительный директор ОАО «Салехардский речной порт».
Такая короткая по времени, но такая важная для жителей Ямала навигация 2015 подходит к концу успешно. Все обошлось без сбоев и непредвиденных ситуаций. При грамотном планировании и обстоятельном подходе транспортное межсезонье обещает пройдет быстро и без неприятных сюрпризов.