Что довело Газ-Сале до коммунального коллапса?
В конце недели внимание всего Ямала было приковано к маленькому северному селу в Тазовском районе. В Газ-Сале экстренно были отключены от тепла десятки жилых домов и несколько соцобъектов.
Людей в срочном порядке расселили – их жизни и здоровью с самого начала ничто не угрожало. Теплоснабжение большинства пострадавших домов, 18-ти из 25-ти, было восстановлено еще в субботу. До 1 декабря силами сотен людей и огромного количества техники последствия аварии надеются свести к минимуму. Когда опасность позади, можно искать причины и делать выводы. Почему половина поселка в первые же серьезные морозы оказалась на грани коммунальной катастрофы? Отвечать на этот вопрос будут специалисты. «События недели» лишь попытались восстановить картину случившегося.
Неуютно большинство газсалинцев почувствовали себя еще в начале недели. Первые серьезные холода оказались ближе, чем кажется. Сквозняками, ледяными полами и инеем на окнах север большую часть года напоминает о себе жильцам квартир в так называемом «старом» районе. Но в этот раз все сразу не заладилось. Во вторник в домах селян больше часа не было света. Именно с этим инцидентом и связали поначалу дальнейшие события. Но специалисты в эту причину не верят. Тогда все показатели удалось выровнять.
«Сейчас вроде как система работает, частично идут восстановительные работы на некоторых участках», - отметил начальник Управления по делам ГО и ЧС администрации Тазовского района Анатолий Луканин.
Однако уже в четверг утром местные коммунальщики заметили резкое падение давления в теплосети старой части поселка. Ждать обострения ситуации власти не стали. «Разморозка» системы в селе однажды уже случалась. Зимой 98-го лопнули трубы в средней школе и нескольких жилых домах. На восстановление тогда ушло несколько месяцев. Допустить повторения такого сценария в 21 веке было бы серьезной ошибкой.
«Мы приняли решение для того, чтобы нормализовать работу котельной, нормализовать давление, которое отсутствовало в системе, необходимо отключать уже «старый» район села Газ-Сале», - рассказал председатель Тазовской районной комиссии по ЧС Андрей Вороновский.
От центрального отопления отключили 25 домов, детский сад, дом престарелых и школу-интернат. Детей и стариков разместили во временных пунктах райцентра, туда же уехали некоторые жители остывших домов. Остальные нашли приют у знакомых и родственников. В 9 часов вечера глава района ввел на территории села режим ЧС.
В пятницу утром Александр Иванов по видеосвязи докладывает обстановку губернатору и членам окружной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Давление в системе удалось нормализовать, 7 котлов из 9-ти на старой котельной снова работают, в строй временно ввели новую котельную, температура в сети растет. Пик пройден. Начали подключать к теплу дома. На восстановительных работах в Газ-Сале круглосуточно трудились более 130 человек, в село стянуто максимальное количество техники, оборудования и необходимых материалов. На месте оперативная группа МЧС.
«Практически во всех домах побывали, поговорили со всеми жителями. Учитывая, что есть газ и электроснабжение, в квартирах тепловой режим поддерживается где-то от 20 до 22 градусов», - говорит заместитель начальника ГУ МЧС России по ЯНАО Дмитрий Александров.
Главное на сегодня – удалось избежать разрыва магистральных труб. Именно его здесь с самого начала аварии искали представители ресурсоснабжающей организации. Уж больно быстро вода покидала коммуникации.
«Восьмая часть воды она уходила куда-то и естественно возник резонный вопрос: а может ли население столько воды на пролив пускать? Поэтому параллельно искали аварию на магистральных сетях и протечки обнаружено не было», - отметил исполнительный директор ОАО «Ямалкоммунэнерго» Максим Пономарев.
Случившееся в «Ямалкоммунэнерго» главным образом объясняют поведением самих селян. Люди сливают из системы отопления колоссальное количество воды – главного переносчика тепла. Делают это, конечно, не от хорошей жизни. «Старый район» в Газ-Сале люди называют так не случайно. Жилье здесь не соответствует своему времени. В 21 веке люди существуют без туалета и горячей воды. А стены и окна давно не защищают от морозов и ветра.
«У нас постоянно шланг подключен к батарее, сливаем воду туалет. Когда сливаю, они у нас нагреваются. Сейчас вот прошло полчаса, уже все – остыли, холодные», - рассказывает житель Газ-Сале Наталья Ядне.
О том, что сливает воду, Наталья Ядне говорит открыто. А как иначе? Ее дом стоит в новом районе, построили его совсем недавно. Стены и коммуникации еще не почувствовали на себе груз времени. А температура в квартире все равно не поднимается выше 10-ти градусов. У дочери по соседству еще хуже.
«Всегда в верхней одежде, даже в эти морозы, мы спали одетыми. У меня дочка говорит: мам, у меня нос замерз и уши. Она надевала шапку и спала одетая», - говорит жительница села Газ-Сале Эльвира Ядне.
Местная поликлиника зимой – настоящее испытание, как для врачей, так и для пациентов. И уколы тут не причем.
«Очень холодно в коридорах, просто невыносимо, вот сейчас в палате я лежала на капельнице, 2 регистра, 2 батареи от электросети были включены. Это конечно не дело! Нашему руководству надо решать какие-то вопросы по ЖКХ. Что-то надо делать, решать, собирать консилиумы! Так дальше быть просто не может», - с негодованием говорит пациент поликлиники Газ-Сале Марина Ромашова.
О том, что в селе есть проблемы, говорит само село. Не только люди, но и дома. Внушительное количество ветхих зданий, поизносившиеся коммуникации, лютый холод и не справляющиеся с нагрузкой коммунальные объекты. Произошедшее – всего лишь следствие многих причин. Разбираться в которых будут профессионалы из специальной комиссии. Надежда на то, что подобное не повторится, есть, утверждают коммунальщики. Новая котельная, построенная здесь в кратчайшие сроки уже проходит этап пуска и наладки. С ее выводом на полную мощность в домах газ-салинцев должно стать теплее.