Бурные реки, размытые берега. К чему привело быстрое таяние снегов и льдов на Ямале?

Бурные реки, размытые берега. Лето на Ямале наступило внезапно. Быстрое таяние снегов на Полярном Урале привело к подтоплению прибрежных территорий. В поселок Овгорт вода пришла именно с гор, откуда ее просто не ждали. Пострадали несколько домов. Еще одна зона бедствия – дорога между старым и новым Надымом. Возможность проезда по ней восстанавливали неоднократно.

Вешние воды периодически доставляет ямальцам массу неудобств. Посёлок Овгорт в Шурышкарском районе, например, подтапливает каждые несколько лет. И местные жители уже относятся к наводнению, как к традиционным «водным процедурам».

«В 1999 году нас топило, потом 2004 году нас топило, теперь опять затопило», - рассказывает старожил Елизавета Шиянова.

Для ликвидации чрезвычайной ситуации в Овгорт оперативно доставили всё необходимое. На берегу посёлка возводят дамбу. Укрепляют её мешками с песком.

«Прибыли дополнительные силы в лице Ямалспаса, ГУ МЧС России по ЯНАО. Доставлена дополнительная строительная техника», - говорит Дмитрий Смирнов, главный специалист Управления по делам ГО и ЧС администрации Шурышкарского района.

Выводы из ситуации в Овгорте власти уже сделали. И нашли способ минимизировать последствия паводка в будущем.

«Рациональное решение – береговую улицу приподнять выше уровень этой дороги. И сделать из неё такую искусственную дамбу, которая позволит где-то до 80 процентов того, что было в этом году подтоплено, в дальнейшем избежать. Но двадцать процентов домов ещё всё-таки окажутся в зоне подтопления, поэтому необходимы мероприятия более дорогостоящие», - констатирует глава администрации Шурышкарского района Андрей Головин.

Из-за ледяного затора на реке и не устоявшей от него дамбы парализовало движение и на дороге Новый Уренгой – Надым. Отрезанными от города оказались и те, кто собирался вылететь в отпуск, и школьники, спешащие сдать ЕГЭ.

Именно в этом месте и прорвало дамбу. С воскресенья на понедельник вода резко, неожиданно для всех, поднялась сразу на два метра. Дамбу пришлось укреплять мешками с песком в срочном порядке.

Людей в беде не оставили. Моментально организовали перевозку на моторных лодках и судне на воздушной подушке. Когда вода немного спала, - пошли и вахтовки.

«Работа была сразу организована. Жалоб с этой стороны от жильцов не было. Здесь, получается, перевозили маршрутные такси. На моторных лодках переправляли на ту сторону. Далее встречал автомобиль «Вахта» - рейсовый автобус – и привозили в город Надым», - сказал Руслан Марущак, заместитель главы администрации Надымского района.

Эту дорогу по весне заливает систематически. После возведения моста через реку Надым, участок подтопления значительно снизился. Но судя по всему, избавиться от этой проблемы можно будет только на новой автомобильной трассе.

«Это же не первый год – мы уже, слава богу, тут уже сорок лет живём. Всю жизнь так было. Только было ещё хуже – были аппарельки. Там экстрим был ещё больше», - делятся местные жители.

Сто пятьдесят метров этой неожиданной водной преграды исчезнут, по оценкам специалистов, со дня на день. И автомобильное движение восстановится полностью.

Что ж, северян такими бедствиями давно не запугать. Хватает у ямальцев и терпения переждать половодье, и чувства юмора, чтобы относиться к нему со здоровым оптимизмом. К примеру, один из дорожных знаков они уже переименовали из «пешеходного перехода» в «пешеходный переплыв».

А вот ситуация с размытой грунтовкой, идущей вдоль рельсовой трассы Обская-Бованенково, пока не проясняется. Без дороги к собственному дому оказались, например, взрослые и дети этностойбища «Земля надежды».

«И я по этой трассе с детьми бегаю: перед нами бурлящий поток. Дорога порвана на две части в прямом смысле! Нам надо попадать домой! До сих пор я помню, как мы с детьми бегаем, ищем какие-то варианты!», - рассказывает о проблеме Анна Неркаги, руководитель этностойбища «Земля надежды».

Весенние ручьи размыли эту дорогу всерьез и надолго. И станут ли ее восстанавливать – большой вопрос. Балансодержателю – компании Трансгаз – это не нужно.

«Позавчера КамАЗ ехал с Паюты - водитель говорит: трое суток ехал сюда. Дороги такие: размыло всё», - говорит Петр Терентьев, начальник цеха оленеводства предприятия «Салехардагро».

Таких провалов на этой дороге несколько. По доброте душевной их время от времени немного подсыпают. Надо же людям как-то ездить. Привести её в порядок местной власти просто не по карману. Тем более, в такое половодье.

«Дорога не является не муниципальной, не государственной собственностью. И соответственно, у нас нет рычагов для того, чтобы мгновенно принимать какие-то решения. Но вчера наши ветеринары по этой дороге проехали к месту выполнения своих задач по вакцинации населения и животных, и это обычная ситуация. Это – тундра. Наши жители воспринимают это как данность. Может, жителей города это пугает», - комментирует ситуацию Иван Сакал, глава администрации Приуральского района.

Если и пугает, то не зря. По весне, не зная броду, по Ямалу без проводника лучше не ездить.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика