Арктика диктует правила игры. Об итогах саммита в Сабетте

Ямал – место поистине удивительное и притягательное. С одной стороны, здесь живы быт и культура кочевников, «без купюр» и без особого влияния прогресса, с другой - богатство, что дала природа. Привлекает и то, и другое, и даже тех, кто от Арктики живет за сотни километров. На этой неделе в поселке Сабетта прошла уже седьмая встреча представителей государств–членов Арктического совета, были и гости издалека. Говорили не только о красотах хрупкой природы и ее защите, но и о безопасности арктических земель и перспективах международного сотрудничества.

Экскурсия по Сабетте включила в себя лишь две остановки – первая у самого завода. Сейчас здесь готовятся к установке «сердца» второй очереди – этот аппарат и сжижает природный газ. Первую линию завода запустят до конца года. Иностранные делегаты осматривают морской порт и восхищенно делают снимки на память – такого масштаба в Арктике больше и не увидишь.

Сотрудничество в Арктике и есть тема международной встречи. Сабетта подошла для этого как нельзя лучше.

Всего несколько лет назад на многие километры вокруг была лишь голая тундра, а теперь здесь одновременно трудится население небольшого города, 32 тысячи человек. И это пример наиболее успешного международного сотрудничества, ведь в проекте задействовано полтора десятка стран.

По итогам саммита, возможно, иностранных партнеров у Ямала станет еще больше. Та же Япония, например, очень заинтересовалась вторым заводом СПГ на Гыдане.

За внешним спокойствием Арктики скрывается много угроз. Саммит посвящен вопросам безопасности, которую можно обеспечить только через сотрудничество.

«Безответственная гонка за ресурсами может стать причиной экологических катастроф и разрушения традиционных укладов жизни народов Севера. Уникальные особенности Арктики способны мгновенно придать любому инциденту масштабы настоящего бедствия», - подчеркнул Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности РФ.

Так случилось на Ямале прошлым летом, когда из-за аномальной жары оттаяла сибирская язва. Как удалось справиться со вспышкой, рассказал иностранным гостям Дмитрий Кобылкин. Потепление климата приводит к еще более глобальным проблемам. Экологии на встрече уделили много внимания. Например, тают льды – за год ледовый покров «макушки земли» стал сразу на 8 процентов меньше.

Мировой тренд – сокращение числа судов на жидком топливе в северных морях. НОВАТЭК эту практику применяет в своих танкерах, которые будут и возить сжиженный газ, и им же «питаться». Эти газовозы – уникальные – не уступают в мощности атомным ледоколам. Всего их будет 15. Весной спустили на воду первый.

«Газовозом уже доставлен первый груз через СМП в Корею, он прошел пусть от норвежского СПГ-терминала до Кореи за 17 дней 15 часов. Была доказана возможность прохождения Северного Морского пути без сопровождения ледокола», - рассказал Леонид Михельсон, председатель правления ПАО «НОВАТЭК».

Финляндия предлагает переход на экологически чистое производство энергии. Как в Новрегии, Дании, Исландии и Шотландии. Сажа от кораблей, электростанций и особенно факелов на месторождениях оседает на снегу, снижая его отражающую способность. Арктика теплеет вдвое быстрее других регионов.

«Черная сажа занимает второе место сразу после углекислого газа среди отдельных источников негативного воздействия на климат. Борьба с черной сажей входит в общие интересы и представляет собой экологическую и, в конечном счете, экономическую выгоду», - заявил Микко Хатула, чрезвычайный и полномочный посол Финляндской Республики в РФ.

Экологический удар был нанесен российской Арктике в прошлом веке. Кольский полуостров, Таймыр, Чукотка, тот же Ямал – масштабные проекты советского времени сейчас как выжженные пятна на поверхности земли.

«Да, мы сейчас чистим острова, по 100 тысяч тонн металла вывозим, но этого недостаточно. Есть Норильский район с огромными выбросами, есть район Печенга Никеля, есть разливы нефти, которые имели место в Тюменской области, – это требует очень больших средств, энергии не одного поколения для того, чтобы привести природу в удовлетворительное состояние для проживания будущих поколений», - считает Валерий Крюков, врио Директора Института экономики и организации промышленного производства РАН.

То есть перед Россией стоят две задачи – строить новые «экологичные» проекты и тут же убирать последствия старых. Упрекнуть в бездействии страну точно нельзя. Объемы сжигания попутного газа, например, сократились вдвое – утилизируют без ущерба больше 80 процентов. А на Ямале, кстати, вообще 95.

«Нужно двигаться в сторону уменьшения риска загрязнений или сведения риска к нулю. Это тот путь, которым мы идем. Мы действительно работаем над этой проблемой. Сегодня все танкеры, которые перевозят тяжелую нефть, они имеют два борта, двойное дно, и риск загрязнения даже при аварии минимален», - сказал Виталий Клюев, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ.

На саммите прозвучало много идей. Проложить через российский север высокоскоростную линию связи – из Европы в Азию. Объединить научные умы, совместно готовить кадры для работы в Арктике, обмениваться современными технологиями – все это обречено на успех только в случае сотрудничества. А для всего мира в ближайшие годы планируют разработать единые экологические правила поведения в Арктике.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика