В Научном центре изучения Арктики появился свой трасолог
Уникальной специальности обучился Даниил Тупахин – младший научный сотрудник центра. Археолог прошел двухнедельную стажировку в Институте истории материальной культуры Российской академии наук. Даниил специалист по эпохе энеолита, медно-каменному веку. В лаборатории Санкт-Петербурга он освоил метод археологической трасологии. Проще говоря, теперь по «следам» (трещинам, царапинам, вмятинам) он может «пролить свет» на древние коллекции.
«Благодаря ему мы можем определить функции каменных орудий труда и костяных орудий, использовавшихся древним человеком - с точностью определить, что именно делали этим орудием труда: был ли это топор, или скребок по шкуре», - говорит Даниил Тупахин, младший гнаучный сотрудник Научного центра изучения Арктики.
Определить функции древних орудий без этого метода просто невозможно. Раньше все предметы изучали типологическим методом. Древние вещи квалифицировали по материалу, из которого они сделаны, по способу обработки, форме, орнаменту. А вот метод трасологии дает тонкую специализацию. С помощью эксперимента трасолог восстанавливает технологические процессы, связанные с получением определенной формы артефактов, например, орудий труда, а затем изучает полученные следы с помощью микроскопа. Сейчас Даниил Тупахин изучает коллекцию с поселения Горный Самотнел-1.
«Мы хотим, чтобы у нас был свой специалист - это совпадает и с его желаниями. На Ямале их нет, кроме Даниила Тупахина, а вообще в России их не много – три или четыре десятка, может, больше», - рассказала Наталья Фёдорова, заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики.