Праздник в декорациях тундры. Тюменцев знакомят с традициями ненецкой свадьбы
А вот в Тюменском районе в музее-заповеднике “Андреевский” посетителей знакомят с национальными традициями коренных северян. Лучшей формой для этого посчитали сюжетные инсценировки.
Главное в ненецкой свадьбе - общение. Кочевники, большая часть жизни которых проходит в изоляции, будто наверстывают упущенное. Сватовство, судя по представлению основная часть обряда.
Родные невесты настаивают на том, что их дочь мастерицфа и просят за нее калым побольше. Сваты со стороны жениха если и не скупятся, то стараются представить жениха в лучшем виде. Он, мол и охотник, и олени у него лучшие, и корень крепкий. Пока длятся переговоры и вплоть до момента, когда молодой жених забирает невесту, представители обеих семей преодолевают десятки, а то и сотни километров.
Когда переговорный процесс закончен, наступает момент передачи калыма. В былые времена за невесту отдавали до трехсот голов оленя. Нынче запросы куда скромнее, но традиция брать за невесту калым осталась. Не изменилось и то, что называют свадебным застольем.
Показать зрителям весь свадебный процесс, задача не из легких. Даже калым здесь отдают шкурами, так как живых оленей в музее-заповеднике нет. Пока нет. В апреле, по заверениям организаторов стойбища здесь появятся первые питомцы, которым в ритуальных обрядах будет отведена главная роль. В том числе обещают рассказать горожанам о жертвоприношениях. Директор музея-заповедника "Андреевский" Ирина Малых рассказывает: «Здесь нужно очень аккуратно к этому подходить для этого будут приглашаться специально старейшины шаманы, потому что рядовой человек провести обряд не имеет права. У нас не стоит задача провести обряд – покушать и довольными разъехаться. Мы хотим возродить домашнее оленеводство на юге Тюменской области».
Оказывается на юге области некогда тоже культивировалось оленеводство. Впрочем, нераскрытых тайн у народов, населяющих Западную Сибирь, еще много.