Книжная почта, или библиотека сама идет к читателю

Доступнее своему пользователю с равными возможностями для всех. Национальная библиотека Ямала особенное внимание в своей работе уделяет людям с ограниченными возможностями здоровья.
Специальная литература, оборудование, услуги. Например, надомный абонемент. Это стационарное обслуживание читателей, которые в силу своего здоровья, не могут прийти в библиотеку.
Книжный почтальон, Марина Брындзя сегодня идет уже по второму адресу. Вместо корреспонденции несет романы и детективы. Таких выходов в месяц 2 – 3 не больше.
Надежда Иванова в постоянных читателях не так давно. Первый раз книги на дом заказала весной. Сотрудник библиотеки – уже настолько выучила вкус своего читателя, что та с легкостью доверяет ей выбор. Обычно все, что приносится, прочитывается от корки до корки.
Услуга надомного абонемента – удобна. Да и затворницей четырех стен уже себя не чувствуешь. Самостоятельно добраться до библиотеки Надежда Григорьева, хотя и живет в квартале от нее, не может. А читать любит. У нее и специальный кабинет для этого оборудован – лоджия. Если засидится за книгой срабатывает живой будильник – попугай Кеша. «Если я сижу и долго читаю, он берет меня водой сзади поливает, или кидает морковку или что-нибудь другое. Значит, мне надо развернуться», - рассказывает пользователь Национальной библиотеки Надежда Григорьева.
Оказать социальную услугу - библиотекари только рады, но развернуть деятельность пока не получается. В пользовательской базе Национальной числится 14 инвалидов. Не только колясочники, люди с различными заболеваниями. Надомным абонементом постоянно пользуются только трое.
«Конечно, мы без звонка не выезжаем. Звоним, обговариваем, какую литературу они предпочитают и когда завести», - говорит библиотекарь отдела обслуживания Национальной библиотеки Ямала Марина Брындзя.
Ориентация на особенного клиента – это вообще отдельное направление. Человеческие и денежные ресурсы выделяются немалые. Но пока предложение превышает спрос. Вот пример: два года назад для слабовидящих людей приобрели два компьютера, и за все это время они ни разу не включались. Разве только в презентационных целях. Пылятся и фонды с литературой на азбуке Брайля, хотя выбор авторов и жанров богат.
«Общие призывы не настолько действенны, здесь очень большую роль играют личные контакты. Это люди, которых мы знаем лично: соседи, знакомые, близкие, друзья, родственники», - отмечает и. о. директора Национальной библиотеки Ямала Наталья Сихвардт.
Предлагаемый ассортимент тоже собирается с умом: есть литература по проблемам реабилитации маломобильных граждан и инвалидов, практическая психология по мотивации работы над собой. Но вот перевернуть сознание самих людей оказалось гораздо труднее, чем устроить для них все удобства. Ценность социальной инклюзии в том, чтобы любой человек с инвалидностью и дома, и в школе, и в общественном месте воспринимался как обладающий теми же правами и обязанностями, что и другие.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика