Эксклюзивное интервью с правнуком Альфреда Нобеля
21 октября мы вспоминали Альфреда Нобеля. Человека, который оставил после себя 350 изобретений, но запомнился миру по другим причинам.
Он учредил знаменитую премию - престижность которой больше чем за сто лет не пострадала. В наших архивах сохранилось эксклюзивное интервью правнука - Филиппа. Не воспользоваться таким материалом в день 180-летия Альфреда Нобеля было бы непростительной ошибкой.
Русский швейцарец: родился в Стокгольме, а повзрослел в России. В 17 лет, по рекомендации выдающегося русского химика-органика Зинина, отец отправил Альфреда обучаться в Европу. После возвращения сын включился в работу семейной фирмы в Санкт-Петербурге, занимавшейся производством вооружения для российской армии. Ветвь бездетного Альфреда прервалась сразу же после его смерти. А ветвь старшего разрослась так, что теперь 350 Нобелей живут по всему миру. Правнук Филипп Нобель два года назад в своем эксклюзивном интервью нашей съёмочной группе был совсем не прочь поговорить о своих предках.
Филипп Нобель - руководитель международного Нобелевского фонда
- Если вспомнить моего знаменитого деда, Людвига Нобеля – он создал механический завод, этот завод выполнял гражданские и военные заказы, но разбит был по вертикали. Обычно он говорил так – «не народ работает на меня, а я работаю с народом». В итоге товарищество Нобелей привело к понятию – «техническое общество». 40% они вкладывали в людей: строили школы, больницы, выдавали премии народу.
Альфред Нобель – тот самый, кто изобрел динамит. Производство взрывчатки, а также доходы от принадлежавших семье Нобелей нефтяных промыслов позволили ему накопить огромное состояние. Газетчики прозвали Нобеля - «Торговцем смертью» и «Динамитным королем». А он хотел оставить о себе другую память. И в 1895 году подписывает завещание, по которому большая часть состояния шла на выплаты премий за выдающиеся научные открытия в области физики, химии, физиологии и медицины, а также за достижения в литературе и за содействие в установлении мира во всем мире.
Филипп Нобель:
- Премия Нобеля – это же не просто - сделал что-то и получил. Это значит, что человек проделал выдающуюся работу для всего человечества. И существование такой награды для людей – это замечательно. Они усердно работали над своими проектами, тратили годы жизни, и между тем делали это страстно и преданно.
И по сей день, нобелевские лавры считаются самыми престижными в мире. А еще самыми щедрыми - 1,5 миллиона долларов каждая премия. Вот только россиянам она достается крайне редко. Правнуки неравнодушны к тому, как и кому раздаются лавры имени прадеда, но права голоса они лишены его же завещанием. Должность руководителя фонда – всего лишь статус: высокий и обязывающий. Например, когда-то Филипп обязательно читал всех писателей – лауреатов.
Филипп Нобель:
- В молодости да, сейчас нет. Мне нравилось читать Томми Мориссон. Но вы меня подловили, я должен признать, что утратил интерес к лауреатам. Потому что вообще все зависит от книги. Просто порой размышления авторов на бумаге, уносят в такие дали, где я признаться дилетант.
Признать себя дилетантом на весь мир – смелости хватит далеко ни у всех. Но и величие человека в его простоте, эту истину потомки Нобеля уяснили еще от предка. Держать свой флаг высоко – девиз семьи Нобелей. Больше 100 лет они хранят это убеждение и передают из поколения в поколение.