«Душа Севера»: гравировка «ноготком» и другие тайны косторезов
Редкие по своим художественным достоинствам произведения народного искусства Арктики представлены в эти дни на выставке “Душа севера”. Седьмой раз Салехард принимает у себя мастеров разных косторезных школ.
Все совершенство, которого сегодня достигло искусство резьбы по кости собралось в одном месте. От бытовых вещей до произведений искусства – этот путь прошла каждая косторезная школа. Яркий пример – чукотские мастера, чьи работы всегда вызывают несомненный интерес. Местная уэленская школа резьбы считается одной из самых древнейших – ей две тысячи лет. Издревле чукчи и эскимосы вырезали из моржового клыка только те изделия, которыми пользовались сами. А вот когда во второй половине 19 века в Беринговом проливе появились «белые» китобои, местные жители начали изготавливать для них фигурки полярных животных. «Это многофигурные сложные композиционные постановки. Если говорить языком художественного мировоззрения, мироощущения – ажурность в рогах, динамика движения собак, оленей, или прыжок оленя от петли. Та динамика, которая присуща живым организмам, она запечатлена, как фрагмент в кадре», - говорит директор Центра развития народных промыслов в Чукотском автономного округа Анатолий Оськин.
Кстати, только в Уэлене до недавнего времени знали секрет уникальной цветной гравировки по клыку моржа. Она делается специальным - «коготком» и подцвечивается цветными карандашами. Рисунки, как раньше, посвящены бытовым и сказочным темам, но техника исполнения стала многообразнее и ярче. Издалека видны анималистические скульптуры магаданцев. Они выделяются своими крупными формами. И заметно влияние двух культур: европейской и чукотско-эскимосской. «Не секрет, многие другие регионы с удовольствием бы работали на больших объемах, если бы у них были бивни мамонта, кости, кита. Вот это в первую очередь ограничивает художника-костореза», - сказал Виктор Вихлянцев из Магадана.
Магаданская косторезная школа – стала формироваться позже всех остальных - в середине 20 века. Тогда была создана сувенирная фабрика резьбы по кости и рогу. За образцы брались работы чукотских мастеров, но, конечный результат - утверждал худсовет. А вот ненецкий автономный округ здесь представлен художником-самоучкой – Филиппом Ардеевым. За кем, наверняка, останется титул самого оригинального жанра – во всяком случае никто кроме оленевода – не представил здесь собственного автопортрета, и своих родственников.
Пока одни любуются, другие делятся опытом. Якутск, Архангельск, Тобольск, Тюмень. Каждый со своим лицом и своей душой. Моржовая кость, рог оленя, скелетная кость морских животных, зуб кашалота, бивень мамонта — эти материалы любимы резчиками, дают им возможность воссоздать образы души севера: близкой природы и родных людей, поведать большому миру о неповторимой красоте мест , которые так трудно увидеть.