Читаем и знакомимся с народами: «Ямал многоликий» приглашает в гости
Однако, не вкусные яства главное событие многоликого фестиваля. А этнографическая выставка в виде инсталяций. Дизайнеры построили маленький многонациональный город. В гости в дом можно заглянуть к калмыкам, тувинцам, селькупам. Что и сделала корреспондент vesti-yamal.ru Евгения Николаева.
Переступив порог, гости сразу попадают в импровизированный мегаполис. Музейный городок заселили 17 народов. Цвета домов стали подсказками. Например, синий цвет у коми-зырян, марийцев и удмуртов, красный у славян, зеленый – у тюрков, белый у народов Кавказа. Прогуливаясь по залу, можно было, не стесняясь, заглянуть в окошки домиков, посмотреть, кто же здесь живет. По ту сторону стекла – уютная комнатка с традиционными предметами быта.
«Выставка, конечно, не совсем полно представляет все богатство калмыцкого народа, но она отражает часть того как мы живем сегодня», - поделилась Ульяна Мажитова, калмычка, гость фестиваля.
Именно калмыкам «Ямал многоликий» никогда не посвящал свои выставки. Хотя, они давно живут в округе. В периоды репрессий, калмыков привозили в округ насильственно. Сегодня север – их второй дом.
Вернемся к городу. Отдельное внимание орнаментам на торцах зданий. Красочный вертикальный рисунок связан именно с тем народом, который проживает в квартирке. Люди верят, что символ этот помогает на охоте, обегает жилище и жильцов. Поэтому у каждой нации есть свои орнаменты - древние символы. В сакральном узоре марийцев – дом.
«Если мы посмотрим, вершина – это дом, а рядом - это семья. Если большой дом, большая семья – орнамент делается большим. В середине уже становится квадрат. В настоящее время уже современные орнаменты идут. Кому, какой узор нравится, какой нашел, уже не смотрят. Вот, что меня волнует», - уточнил Леонид Григорьев, председатель национальной автономии марийцев «Мари Кундем».
«Стоит копнуть немного глубже, и мы понимаем, что например, в орнаментах мусульманских народов мы никогда не встретим людей, животных или птиц. А у славян мы видим птиц - петухов например. А у мусульман - это было табу, в исламе нельзя рисовать животных», - сообщила Наиля Галеева, куратор проекта «Ямал Многоликий».
Мусульмане, как и селькупы, используют растительный орнамент. Он был и есть в одеждах мусульман, селькупы же им украшают, чаще всего, свои берестяные изделия. Отделкой на нарядах долго служили контрастные цветные полоски.
«Преимущественно геометрический орнамент начал проявляться только в том случае, когда селькупы начали еще в конце 17 века начале 18 века заселяться на север, где проживают ненцы и ханты . У которых и был распространен геометрический орнамент», - говорит Александр Кулиш, специалист по селькупскому фольклору.
Красив и красочен «Ямал многоликий». Проект, который стал возможностью собрать всех под одной большой крышей и еще раз доказать Ямал – один большой многонациональный дом.