usd
58.9
eur
69.43
НЕФТЬ
65.38
+2.8%
Вести Ямал
17 сентября 2016 |

Заарканить айсберг. Мурманские полярники нашли новый способ приручить льды Арктики

×

×

Развитие Арктической зоны России – самый сложный проект столетия. Об этом сегодня открыто говорят уже не только политики да экономисты, но и учёные. Слишком уж много придётся нам с вами сделать для того, чтобы человек подружился с ледяным безмолвием. И по сей не утихают споры о расширении инвестиционных возможностей и модернизации инфраструктуры транспортной системы арктических регионов, развитии туризма за Полярным кругом, обеспечении экологической безопасности и мерам по сохранению культурного наследия северян. Увы, однозначных ответов на эти вопросы пока не найдено. Но это не значит, что Арктика продолжает оставаться землёй неизведанной. Вот уже и айсбергами мы начинаем управлять по своему усмотрению.

«Роснефть», «Росморпорт», «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». Вот три кита, которые должны заставить айсберги российского северного побережья двигаться в нужном направлении. Ледокол «Капитан Драницын» отправляется в первую полномасштабную экспедицию. Дизель-электроход только что завершил плановые ремонтные работы, подтвердил свой класс и рвётся в бой. Правда, сам экипаж пока представляет выполнение поставленной задачи лишь теоретически.

Александр Ерпулёв, капитан ледокола «Капитан Драницын»: «буксируем суда, проводим суда. Но чтобы буксировать айсберги - в нашей практике ещё этого не было. Как в Техасе - заарканить айсберг и потащить его в другую сторону. Изменить его траекторию движения».

Считается, что верхушка ледяной скалы составляет его треть. Но природа и математика не всегда учитывают законы друг друга. И главная опасность в данном случае одна. Айсберг может перевернуться, если подводная часть легче надводной, и задеть проходящее рядом плавсредство. Помогать морякам будут учёные. Научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» уже на месте. На борту «Драницына» - команда учёных  питерского института. Они займутся корректировкой действий буксировщиков.

«Наука должна сказать - куда его сдвинуть. В какую сторону и в какое время. Всё зависит от ветра, от течений, от прогнозов», - сказал Алексей Чернов, начальник экспедиции, старший научный сотрудник ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», г. Санкт-Петербург.

Экспедиция оборудована в том числе и по спецзаказу, например, уникальные канаты, рассчитанные на 100 тонн. Как и динамометр.

«На вид – железка, да и железка. Но, вот в центральной части расположен дозиметрической элемент, который при механическом воздействии, при растяжении, меняет своё сопротивление и сигнал, которые мы потом регистрируем», - пояснил Иван Свистунов, ведущий инженер ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», г. Санкт-Петербург.

Полученные данные необходимы для создания будущей методики буксировки айсбергов. Комплексная научно-исследовательская экспедиция «Кара-лето» уже 12, проводимая «Роснефтью».

«Будут отработаны учебные сценарии «айсберг – платформа». То есть моделирование движения айсберга к условной платформе. Всего в ходе экспедиции запланировано проведение 12 полномасштабных экспериментов», - пояснил Ярослав Ефимов, представитель компании-заказчика экспедиции.

В районе проведения экспериментов, организовано спутниковое наблюдение за перемещением айсбергов. Комплексный подход должен обеспечить максимальную безопасность всем, кто работает у арктического побережья России, и на трассах Северного морского пути.

Первые ловцы ледяных морских глыб отправились в экспедицию. В течении ближайших 30 суток экипаж ледокола «Капитан Драницын» будет заниматься буксировкой айсбергов в Северных морях. Тем самым, открываю новую страницу современной российской истории освоения Арктики. 

    выбор редакции
    15 декабря 2017
    вести ямал
    события недели
    вести арктики
    новости культуры
    первоисточник
    новости партнеров

    все новости









    мы в социальных сетях