Времена года: пусть завтра осень, но сегодня – август. Игорская Обь за две недели до сентября
Авторский проект Вадима Шеметова
На свете не так много мест, куда хочется вернуться, сколько бы раз мы там ни гостили. Прекрасный речной уголок под названием Кунжолы – как раз из этого списка. Тем более, что мы уже обещали снова там побывать, когда созреет черная смородина.
А заодно уж и посмотреть, готово ли к открытию охотничьего сезона его перелетное население. Жаль, что идеальной погоды в этот раз не выпало, но для дальних поездок по большой реке всегда приходится выбирать между солнцем и ветром. В середине августа сама Обь почти безлюдна, а из птичьего населения – только чайки и редкие стайки взрослых уток над головой. Вся главная пернатая жизнь сейчас собрана в закрытых от ветра протоках. Судя по всему, утиные мамы специально сплываются в такие места, чтобы похвастать, каких дивных деток они высидели этим летом – и блеснуть друг перед дружкой личной отвагой.
С нашего прошлого визита утята заметно подросли, отлично ныряют, но летать пока не научились. Судьба у них – чистая лотерея. Поднялся в небо – могут и пальнуть. Не поднимешься вовремя – все улетят, а тут зима. Куликов, их соседей по протоке, учить небу уже не надо. Они носятся между берегами так дружно и стремительно, что лучшей музыки, чем 40-я Моцарта к ним сразу и не подберешь.
Между тем на берегах сменилась цветочная флора. Целыми полянами, прощаясь с летом, голубые с плюсом незабудки.Собирая последний летний оброк, гудят полусонные шмели. Было нелегко, но мы узнали, что сиреневые цветики - чистец болотный. А эти желтые, то-ли ромашки, то-ли маленькие астры – девясил.
Из ягод тут в наличии только черная смородина (красную птахи уже поели), у рябины еще лето, шиповника много, но он пока не готов пойти на витамины. Самый грибной лес на Кунжолах выгорел почти полностью еще в 2013-м, и это надолго. Но кое-где в березняках (берез тут много) грибы все же попадаются. Причем, и ранние и поздние, и древесные в этом году явились одновременно. И все время, пока мы бродили по прибрежному лесу, вдоль берега носились и что-то громко кричали любопытные кулики. Видимо, идея с Моцартом им понравилась, но надо поменять жанр.
Тем временем вода из реки понемногу уходит, обнажаются каменистые косы, и с этих камней сейчас отменно ловятся щуки самой вкусной величины. Они, наконец, дождались массового исхода нахальных язей и заняли свои любимые засады. Впрочем, особо ленивые язепотамы там все еще шляются и жуют все подряд, включая блесны.
На другом, таловом берегу, где растет смородина, полным-полно самых разных озер и озерков. На одном из них мы встретили прекрасную птицу гагару. В мифологии ненцев именно она по воле богов достала из воды сушу, на которой мы все теперь живем. Судя по всему, от итогов этой затеи гагара тоже не в восторге, и в поисках мира получше так и ныряет до сих пор. В ее честь мы поставили народную песенку, которую с детства знает всякий, кто живет на Ямале.