Времена года – конец июля: плавный переход к съедобным формам чистой красоты
Авторский проект Вадима Шеметова
Один из самых простых способов понять, сколько солнца и тепла нам всем еще осталось – просто проехаться по реке и увидеть, что украшает сейчас ее берега. Вот, например, простая цветочная хронология этого года. Ярче всех в самом начале местного лета цветет калужница и прочие лютики в ассортименте.
Вслед за ними, почти вместе с рябинами по лесным островам распускается местный шиповник, дикая роза. И с ней же, но на лугах и полянах – самый душистый из полевых цветов здешнего Севера. По гречески это Гесперис, у нас – Вечерница сибирская, или ночная фиалка. На Оби она появляется только в годы большой воды, и тогда, теплыми вечерами ее запах на лугу можно ощутить задолго до того, как вы увидите сам цветок. Только в такие годы и именно к нему прилетает вот эта бабочка – Аврора, Зорька. Век полевых цветов недолог, и ничего изысканно-лилового на берегах и в лесу вы сейчас уже не найдете. На дворе конец июля, самая макушка северного лета, и там, где благоухали ночные фиалки, теперь сиреневые дебри иван-чая. И мотыльки на них уже совсем другие.
Все знают, что иван-чай уже не просто красив, но и полезен для наших тел. Именно этим свойством он и знаменует конец сезона чистой красоты, открывая время красоты съедобной.
Как раз ее-то и ждут каждый год сухопутные и речные горожане, заглядывая на рынок, обзванивая знакомых, просматривая небо и прогнозы погоды. Город – не место для ямальского лета, особенно наш 21-й.
Почти все, кто в нем остается, хотят сейчас либо ягод на зиму, либо грибных дождей. Либо нормальной рыбалки, когда из реки свалит надоевшее карповое стадо и его место займут, наконец, не гибридные, а настоящие вкусные хищники.
И, похоже, процесс этот пошел. Ахнули дожди с грозами, кто-то в Приуралье набрел на первый подберезовик, а на Оби и Соби все чаще слышатся всплески, биение щучьих хвостов и довольный рыбацкий матерок (бип).
К этому времени почти все, кому суждено было родиться в перьях, уже оставили свои гнезда и универсальным методом проб и ошибок учатся жить на этом свете. Детским садом стало все – лес, поле, суша и вода.
Некоторые из них так увлекаются этой ролью, что ведут за собой лодку по нескольку верст. Иногда кажется, что с утиного клюва при этом не сходит саркастическая ухмылка. Вот эта красотка, например, легко обгоняла наши 40 км/час.
Река в конце июля полна новой жизни, но ездить по ней все равно как-то надо. И мы убедили себя, что все эти шумные страшилки с мотором только ускорят процесс взросления птенцов. На это им остается всего месяц, - в последнюю субботу августа на Ямале откроют сезон утиной охоты.