Неизвестные факты о знаменитом Менделееве
В музее тюменского научно-исследовательского института сельского хозяйства открыли выставку к юбилею Менделеева. Ученый предстал в незнакомой роли. Величайший химик мог стать покорителем Арктики, изобретателем лучшего ледокола или основоположником нефтяной промышленности.
Сто восьмидесятилетие Дмитрия Менделеева, сотрудники небольшого музея решили начать с выставки, экспонатам которой позавидуют даже самые известные российские музеи. Причем тему экспозиции решили ограничить лишь той областью интересов Дмитрия Ивановича, которая касается нефтяной промышленности, основоположником которой многие считают именно Менделеева. Увы, небольшие площади музея не позволяют показать все экспонаты так или иначе причастные к судьбе великого сибирского ученого, исследователя и изобретателя. Это и фонограф, на который уже ослепший Менделеев записывал последнюю работу, и его личная коллекция сибирских монет, и изобретенный им барометр, и даже кирпич из стены церкви, в которой крестили новорожденного гения.
Тема Менделеева так увлекла сотрудников музея, что два года назад они позволили себе приобрести автограф Дмитрия Ивановича. Мало кому известна еще одна страничка из жизни знаменитого земляка. Дмитрий Иванович собирался покорить Арктику и принял участие в конкурсе на лучший проект ледокола и северного морского пути, проложив его через полюс. Увы, его идея не прошла, а когда победители не смогли покорить арктические воды, Менделеев возвращается к этой теме. «Дмитрию Ивановичу было уже 67 лет когда он написал записку Витте о том, чтобы построить новый более легкий ледокол или модернизировать этот и отправить во главе экспедиции его. Более того он предложил методику борьбы со льдами, то есть взрывать их, но Витте сказал, что хватит уже выделяли деньги пробовали ничего не получилось», - рассказала факт из жизни Менделеева старший научный сотрудник НИИ естествознания и техники Зауралья Исламова Татьяна.
Не получилось у Менделеева и стать основоположником нефтяной промышленности в Сибири, не смотря на то, что он много раз обращал внимание правительства на огромный потенциал сибирских недр. Зато его знания в области геологии оказались очень полезны при добыче Бакинской нефти. «Он ездил в США в 1876 году. По возвращению написал отчет в минфинансов, опубликовал книг. А пять лет спустя в Баку появился лес буровых вышек ,и объемы добычи нефти за пять лет, вы не поверите, возросли в сто с лишним раз», - рассказал директор НИИ естествознания и техники Зауралья Виктор Копылов.
Именно там, в Баку впервые появилась идея транспортировки нефти по трубопроводу и далее – морским транспортом. То есть прародителем танкеров можно считать нашего земляка, а не Нобеля, который воплотил эту идею спустя 20 лет. А началось все с того, что крупный предприниматель Кокорин обратился к Менделееву за помощью, уж больно низкой была производительность его керосиновых заводов. «Когда Дмитрий Иванович приехал он посоветовал ему сделать процесс перегонки нефти в керосин непрерывным, круглосуточным. Так же он сказал, что надо построить трубопровод от колодцев до керосинового завода, а потом трубы проложить до пристани», - рассказал Исламова Татьяна.
В научном творчестве Менделеева насчитывается более 70 работ на нефтяную тему. Но высокую оценку за них он получил, увы, не в России, а в Америке. Именно там опубликованы многие из тех изданий, что стали экспонатами университетского музея.