Высокопроходимая техника и особенности северной журналистики
Оранжевый красавец появился в компании ГТРК «Ямал» в 2011 году. С тех пор для нашей телерадиокомпании больше нет труднодоступных территорий. Транспорт экологический, он же трэкол, действительно безопасен для северной природы. За счет особой конструкции его колес после него не остается колеи, которая в тундре не зарастает десятилетиями. Их у трэкол 6. Весит вездеход почти 3 тонны. Максимальная грузоподъемность от 400 до 700 килограмм, в зависимости от плотности грунта. Трэкол, действительно, внушительных размеров: больше пяти с половиной метров в длину, два с половиной метра в ширину и почти три в высоту. Бензиновый двигатель мощностью в 130 лошадиных сил позволяет развивать скорость до 70 километров в час на шоссе и 10 по воде.
Чтобы не заблудиться на бескрайних снежных просторах, трэкол оборудован навигатором, а связь с миром, там, где связи в принципе нет, поддерживает спутниковый телефон. Автономная электростанция даже в аварийной ситуации гарантирует пассажирам тепло и электричество. В общем, застрять в тундре на нем не страшно, главное - запастись провизией. Тем более, что за баранкой настоящий северный «водила», давно прошедший на Ямале и огонь, и воду, и все его медные трубы. Трекол - машина надежная, но эксплуатируется в экстремальных условиях Крайнего Севера, поэтому без поломок не обходится. Впрочем, особых проблем Юрию они не доставляют. «Утешает то, что запчасти доступные для этой техники, машина ремонтопригодна фактически в любых условиях», - заверил водитель Юрий Диденко.
Трэкол умеет плавать, без проблем пашет снежную целину, ходит по заболоченной тундре. Зимой он вообще незаменим, на Ямале только в это время года можно по снегу и льду добраться до большинства населенных пунктов.
Каждую зиму в регионе обустраивают больше 900 километров сезонных автодорог. От Салехарда до Надыма, от Лабытнаног до границы с Югрой, самый ледяной зимник от Аксарки до Яр-Сале и от Уренгоя до Красноселькупа. Пока самая дальняя точка, куда наша съемочная группа добиралась на вездеходе – поселок Новый Порт, около четырёхсот километров в одну сторону.
Тундра в радиусе 300 километров от Салехарда давно изучена и изъезжена. Мы бывали в чумах и стойбищах оленеводов, наблюдали за овцебыками в горном заказнике и, лавируя между торосами, ловили браконьеров в Обской губе. Нас уже знают и ждут в больших и маленьких поселках. «Раньше, когда у нас не было трэкола, не было возможности поехать в командировки в тундру. Сейчас с наличием трэкола если люди звонят и говорят, что у них какие-то проблемы в отдаленных поселках, мы срываемся, одеваемся и просто едем», - рассказывает корреспондент Хакимова Лилия.
Трэкол - один из современных символов Ямала. В ноябре наш апельсиновый красавец был одним из трех в колонне вездеходов-факелоносцев сочинской Олимпиады. Во все остальные дни нашей жизни он давно уже не экзотика, а просто отличное средство передвижения во времени и пространстве.