Великий северный путь. По следам Семена Дежнева
Фото: Леонид Круглов
Путешествие длиною в 10 000 километров и почти 4 года. Совсем недавно завершилась уникальная экспедиция – группа отважных повторила маршрут Семена Дежнева 1648-1660 годов, итогом которого в 17 веке стало открытие пролива между Азией и Америкой (позже его назовут именем другого мореплавателя – Берингов пролив, а крайняя восточная точка материковой России станет Мысом Дежнева).
Экспедиция при поддержке РГО началась с Архангельской области – родины казака-землепроходца, побывала в 8 арктических регионах страны и завершилась на Чукотке. Дважды путешественники приезжали на Ямал. Все это время они не выпускали из рук фото и видеокамеры. Автор и идейный вдохновитель проекта – фотограф Леонид Круглов – поделился с vesti-yamal.ru своими лучшими снимками и впечатлениями.
«Этот проект был разбит на серию. В общей сложности мы прошли 8 регионов России, в каждый регион приходилось готовить отдельную экспедицию. Поэтому мы успевали 1-2 экспедиции в год, а в конечном итоге все объединилось в одну большую. Поэтому у нас, конечно, были перерывы. Например, на Ямал мы приезжали два раза и планировали третий, но уже не успели, потому что путь наш ушел уже дальше – в Якутию, а Чукотку».
От начальной до конечной точки маршрут прошли только два человека – Леонид Круглов и его оператор. Но всего в экспедиции поучаствовало 120 человек. Это и проводники, представители коренных народов – нганасаны, чукчи, поморы, ненцы. В разных ее эпизодах присутствовали другие путешественники. Например, от Архангельской области до Ямала автора проекта сопровождал Федор Конюхов. Ямал документалисты исследовали вместе с известным этнографом Андреем Головневым.
«Первой задачей у нас было попытаться понять, как мог Семен Дежнев двигаться в Сибирь. Дело в том, что информации точной в архивах не существует. Например, как Дежнев шел из Архангельской области. Сначала он попал в Тобольск, а затем двигался в Якутск и на Чукотку. Как он туда попал точно неизвестно. Я как историк поднял очень много архивных документов, этнографических материалов. Оказалось, что поморы, жители Архангельской области, они очень давно и активно торговали с соседними регионами и в том числе с Ямалом. И было несколько торговых путей, по которым поморы ходили в близлежащие арктические регионы. Я предположил, что Дежнев должен был пойти по маршруту, который пролегает по реке Печора, затем через отроги Северного Урала, там до сих пор находится волок и в лесу видна старинная просека, по которой раньше перетаскивали лодки. Люди переходили на Печору, а по ней попадали в Обь. Этим маршрутом мы и пошли».
«Ты оказываешься в другом мире, когда переваливаешь Северный Урал. Один из самых драматических эпизодов. Сначала просторы, где очень много дремучих непроходимых лесов, а за Полярным Уралом начинается уже мир тундры, ямальский мир, мир кочевников. Это, конечно, потрясающее зрелище».
МИНИМАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА НЕНЕЦКОГО ЛАГЕРЯ В ЯМАЛЬСКОЙ ТУНДРЕ
«Мы на Ямал попали зимой и застали как раз момент, когда кочевники Ямала пересекали Обскую Губу, переходили с зимних пастбищ на летние. Там мы сняли одни из самых впечатляющих кадров - многотысячные стада переходит Губу. Мы кочевали почти целый месяц с оленеводами, несколькими бригадами и в результате смогли снять весь их маршрут, зрелищную его часть, где они идут с детьми, семьями, чумами, оленями».
«После трех кочевых недель вернулись в Яр-Сале, как раз ко дню оленевода. Естественно, поучаствовали во всех праздничных мероприятиях. Так получилось интересно, что семья, в которой мы жили в тундре, как раз победила в гонках на оленьих упряжках. Причем, выиграла женщина».
«У нас была задача реконструировать путешествие 17 века. Мы старались найти все те фрагменты жизни, психологии, истории, которые еще сохранились с того времени. Оказалось, что в Арктике очень много сохранилось того, что видели перед своими глазами люди в 17 веке. Прежде всего, конечно, совершенно невероятные кочевые традиции на Ямале. Удивительно, казалось бы, от Москвы пару дней на поезде, а культура жива и процветает. Дальше уже эпизодически можно было встретить у оленеводов Оймякона, Чукотки, но там уже на грани исчезновения».
«Самый для меня экстремальный отрезок пути был между Якутии и Чукоткой. Его нужно было пройти на парусных судах. Мы привезли парусный катамаран морского типа. Спустились по Индигирке в самое низовье и оттуда уже должны были двигаться в сторону Чукотки. Вот этот отрезок пути – море Лаптевых, ледяное, с огромных количеством айсбергов, с очень сложной ледовой обстановкой - был самый экстремальный. Там очень переменчивая погода, высадиться экстренно на берег в случае шторма или серьезных проблем очень-очень трудно. Мы смогли на своем опыте убедиться, почему в этих местах команда Дежнева потеряла пять кочей (название судна, на которых передвигалась экспедиция Дежнева – прим. редакции), на которых они вышли. Там о сих пор очень опасно и тяжело передвигаться, несмотря на современные средства связи, спутниковые, отслеживание ледовой обстановки. А мы шли на маленьком судне и вдвойне чувствовалась опасность и безжалостность этого моря под палубой».
Сейчас завершается монтаж документального фильма «Великий северный путь», снятого во время экспедиции. Значительная его страница будет посвящена Ямалу – истории освоения полуострова, философии кочевания, тому, как коренные народы взаимодействовали с русскими первопроходцами. Осенью он на выйдет экраны. Авторы планируют привезти картину для показа в Салехарде, возможно, на Ямале состоится премьера фильма.