Уникальный город с непростой историей: как и чем живет сегодня Инта
От ГУЛАГа до помпезной архитектуры и масштабной промышленности. Путешествие во времени нашего корреспондента - смотрите на vesti-yamal.ru
Городок с непростой историей «на костях». Так говорят про Инту, что расположилась по пути следования поезда Лабытнанги - Москва. Когда-то там находились лагеря ГУЛАГа. Одновременно содержались 34 с половиной тысячи заключённых.
Привлекает туристов Инта не только прошлым сталинского режима, но и уникальной архитектурой. Одинаковых зданий нет, а лепнина на каждом строении оригинальная. Как сегодня живёт город - увидел Владислав Загорский.
По пути в столицу России в окне вагона - мелькают маленькие станции и осиротевшие деревеньки. Но и там, где жизнь еще есть, за зданием вокзала, взглядом не «достать».
Один из таких городков - Инта. Самое первое что бросается на слух - здесь был ГУЛАГ. И вот несколько фактов:
- Поселение основано в 1932 году, как перспективное место залежей энергетических углей
- Спустя 8 лет начинается промышленная подготовка к отработке Интинского месторождения
- Еще через два года присвоен статус ПГТ, ведется активное освоение
- В 43 -ем уже первый состав с Интинским углем уходит в осажденный Ленинград
«Немцы Донбасс заняли очень быстро. Встал острый вопрос о том, чтобы добывать и поставлять на «большую землю» каменный уголь. Он просто необходим, поэтому сюда к нам, в Инту, в Воркуту - этап за этапом идут большие партии заключенных. Они то как раз и строят шахты, добывают уголь, и одновременно строят железную дорогу. Потому что связи с большой землей не было», - рассказала Галина Чикишева, сотрудник «Интинского краеведческого музея».
Война закончилась, спустя 8 лет умирает Сталин, а с ним и его тоталитарный режим. Лагеря постепенно пустеют, вольный народ начинает новую жизнь.
Инта разрастается капитальными строениями, с нетипичной для той эпохи архитектурой, а визитной карточкой становится водонапорная башня, ныне музей истории ГУЛАга.
Ее автор - Артур Густав Тамвелиус, узник Минлага, талантливый художник и архитектор. Человек особого склада ума, вы только представьте, что проект «теплой остановки» был разработан еще задолго до нашей эпохи.
В советское время и начале нулевых в городе расцветала богатая угольная промышленность, а вместе с ним вся Инта и ЖД-поселок.
«Три тысячи человек там проживало. Там была своя баня, клуб, школа. Вот сейчас мы будет заезжать в город - тут все было застроено. Коммуникация, до того была на таком уровне, какой коллективизм был - все кипело. Конечно, обидно», - сказал Сергей, местный житель.
А сегодня все 6 предприятий закрыты, поселение начинает пустеть.
Смотрите также: Пять тысяч пустующих квартир: численность населения Воркуты стремительно сокращается
Сейчас Инта живет средним бизнесом, муниципальными службами и железной дорогой. Трудоустройство в РЖД здесь сравнимо с Газпромом на Ямале. А тем, кому не повезло, или нет желания - дорога одна, уезжать в Россию - так интинцы называют большую землю.