Уникальный город с непростой историей: как и чем живет сегодня Инта

От ГУЛАГа до помпезной архитектуры и масштабной промышленности. Путешествие во времени нашего корреспондента - смотрите на vesti-yamal.ru

Городок с непростой историей «на костях». Так говорят про Инту, что расположилась по пути следования поезда Лабытнанги - Москва. Когда-то там находились лагеря ГУЛАГа. Одновременно содержались 34 с половиной тысячи заключённых.

Привлекает туристов Инта не только прошлым сталинского режима, но и уникальной архитектурой. Одинаковых зданий нет, а лепнина на каждом строении оригинальная. Как сегодня живёт город - увидел Владислав Загорский.

По пути в столицу России в окне вагона - мелькают маленькие станции и осиротевшие деревеньки. Но и там, где жизнь еще есть, за зданием вокзала, взглядом не «достать».

Один из таких городков - Инта. Самое первое что бросается на слух - здесь был ГУЛАГ. И вот несколько фактов:

  • Поселение основано в 1932 году, как перспективное место залежей энергетических углей
  • Спустя 8 лет начинается промышленная подготовка к отработке Интинского месторождения
  • Еще через два года присвоен статус ПГТ, ведется активное освоение
  • В 43 -ем уже первый состав с Интинским углем уходит в осажденный Ленинград

«Немцы Донбасс заняли очень быстро. Встал острый вопрос о том, чтобы добывать и поставлять на «большую землю» каменный уголь. Он просто необходим, поэтому сюда к нам, в Инту, в Воркуту - этап за этапом идут большие партии заключенных. Они то как раз и строят шахты, добывают уголь, и одновременно строят железную дорогу. Потому что связи с большой землей не было», - рассказала Галина Чикишева, сотрудник «Интинского краеведческого музея».

Война закончилась, спустя 8 лет умирает Сталин, а с ним и его тоталитарный режим. Лагеря постепенно пустеют, вольный народ начинает новую жизнь.

Инта разрастается капитальными строениями, с нетипичной для той эпохи архитектурой, а визитной карточкой становится водонапорная башня, ныне музей истории ГУЛАга.

Ее автор - Артур Густав Тамвелиус, узник Минлага, талантливый художник и архитектор. Человек особого склада ума, вы только представьте, что проект «теплой остановки» был разработан еще задолго до нашей эпохи.

В советское время и начале нулевых в городе расцветала богатая угольная промышленность, а вместе с ним вся Инта и ЖД-поселок.

«Три тысячи человек там проживало. Там была своя баня, клуб, школа. Вот сейчас мы будет заезжать в город - тут все было застроено. Коммуникация, до того была на таком уровне, какой коллективизм был - все кипело. Конечно, обидно», - сказал Сергей, местный житель.

А сегодня все 6 предприятий закрыты, поселение начинает пустеть.

Смотрите также: Пять тысяч пустующих квартир: численность населения Воркуты стремительно сокращается

Сейчас Инта живет средним бизнесом, муниципальными службами и железной дорогой. Трудоустройство в РЖД здесь сравнимо с Газпромом на Ямале. А тем, кому не повезло, или нет желания - дорога одна, уезжать в Россию - так интинцы называют большую землю.

Ещё по теме

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика