Темные тайны ямальских недр. Еще одна версия появления знаменитой воронки
Тайна ямальской воронки уже давно интересует не только ученых. У школьника из Салехарда появилась оригинальная версия ее происхождения.
Ямальскую воронку обнаружили почти два года назад, но у специалистов до сих пор нет единого мнения о причинах ее появления. Пролить свет на тайну происхождения кратера попытались за этой дверью. Здесь в детско-юношеском центре Салехарда старшеклассник и его научный руководитель предложили свою версию.
«От невероятного к очевидному» - так называется научный метод, который использует Владислав Николаевич в детско-юношеском центре. Его суть проста - верить в законы физики, а не в потусторонние силы. Вот и старшекласснику Валере, который заинтересовался тайной ямальской воронки, он предложил не инопланетную, а вполне земную версию.
«Любая сумасшедшая идея заслуживает внимания. Понимаете? Тем более стыкуется она», - уверен заслуженный учитель РФ Владислав Николаев. Физик по образованию, он вспомнил давнюю лекцию одного из своих преподавателей о кумулятивном эффекте. Для стрельбы по бронированным целям используют особые артиллерийские снаряды, которые концентрируют энергию в заданном направлении. Форма ямальского кратера и отверстия, возникающего в броне танка при попадании такого снаряда, удивительно похожи. «Взрывается снаряд, после чего образует газ высокого давления. Этот направленный поток газа ведет себя как жидкость и вымывает эту броню. Не просто пробивает, выдавливает, а вымывает», - делится своей теорией он.
Его любопытный подопечный вплотную взялся за законы гидродинамики и военное дело. И вскоре понял, что выстраивается стройная гипотеза, которую непросто опровергнуть. Под огромным давлением скопившийся газ вымывает слой мерзлоты, подобно струе воды или кумулятивной энергии в артиллерийских снарядах.
Поняв физический механизм возникновения воронок, можно будет прогнозировать и предотвращать появление новых. «Мы предположили, что с помощью терагерцевых приемников можно будет реально оценивать объем этих полостей», - делится ученик 11 класса Валерий Кужилев.
Призер олимпиад по физике, Валера уже излагал свою гипотезу на одной из школьных конференций в Новом Уренгое. Но этого недостаточно. И он, и его научный руководитель хотели бы услышать компетентное мнение настоящих специалистов.