Так жить нельзя, но деваться некуда. «Несуществующие» трущобы ямальской столицы
Проблема ветхого жилья для Салехарда, мягко говоря, не нова. С каждым годом жизнь в столичных трущобах становится все более опасной. Чтобы просто выжить, обитатели дома по улице Северная, 8 постоянно с чем-нибудь борются – то с потопом, то с крысами. Куда бы ни обращались за помощью, никто их не слышит.
Чтобы попасть к себе домой, Геннадию и Татьяне нужно преодолеть настоящую полосу препятствий. Через раскинувшееся в подъезде озеро на скорую руку перекинули мост – обыкновенную доску. Но зайти в квартиру сухим удается редко.
В этот раз, как новогодний подарок, воды пришли 28 декабря. Обычно это случается тут весной и осенью из-за снежного паводка и полного септика. Что пробудило потоп в доме по улице Северной в пору лютых морозов – загадка. Вода в подъезде, вода в квартире. На днях, говорит хозяйка, под ковром собирали пиявок.
А урожай грибка и плесени соскребать можно хоть сейчас. «Мы ходили по комиссиям, с одного департамента в другой. Нам отказывают везде, комиссию не собирают, чтобы решить проблему с этим бараком, чтобы кому-то его записали на баланс, чтобы они числился у кого-то, и как-то решали эти вопросы, кому он принадлежит. Ведь он же не в воздухе висит», - рассказывает Татьяна Зенкина, житель дома №8 по улице Северная.
Барака на 7 квартир, действительно, будто и не существует на свете. Все помещения в собственности, но управляющей компании нет. Помощи семья просила уже, кажется, у всех. Везде ответ: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Вот и звонок в МЧС с просьбой откачать воду опять закончился ничем.
Семья живет в постоянном страхе. В аварийных списках дом не значится, но рушится на глазах. Потолок готов обвалиться, но его пока подпирает шкаф.
В соседнем подъезде и того хуже – впору носить коньки. Лед на полу прямо в квартирах. Из семи квартир заселены сегодня всего три – остальные хозяева куда-то сбежали. Василий тут просто квартирант, но ничего от нас не скрывает. Дверь вмерзла и не закрывается…
Тепло пытаются сохранить одеялами в дверных проемах. Не помогает – в квартире изо рта идет пар. Вода из кранов не льется, а питьевая в тазике под коркой льда.
В городской администрации нам сообщили, что помочь ничем не могут. За муниципалитетом дом не числится. «Ситуация не однозначна. Квартиры, в основном, находятся в собственности граждан и муниципального жилья в доме нет. Сами граждане долгое время не обращали внимания на судьбу дома, в общем, это и привело к таким проблемам. Один из выходов для жильцов – разобраться со своими документами и подобрать управляющую компанию», - поясняет Владимир Болтунов, пресс-секретарь администрации города Салехард.
Да и какая управляющая компания возьмет под свою опеку такое «добро»? К решению проблемы мы подключили депутата городской думы. Татьяна Тенчурина владения своих избирателей осмотрела и обещает помочь. Выход из ситуации есть, но он долог, тернист и еще неизвестно, чем завершится. «К сожалению, здесь выход только один – обращение в суд, потому что есть определенные ответы от структур, которые признают жилье ветхим и аварийным, а ответы, к сожалению, отрицательные», - сказала народная избранница.
Татьяна и Геннадий уже готовят пакет судебных документов. Но для того, чтобы составить иск, нужно найти остальных собственников и провести независимую экспертизу дома на аварийность. Удовольствие это не из дешевых. В общем, конца печальной истории пока не видно. Но следить за судьбой трущобы по улице Северная мы продолжим обязательно.