Статус повышен. Святилища аборигенов Ямала стали культурным наследием России
Пополнился реестр объектов культурного наследия народов России. В него отныне включены 11 священных мест Ямала. Что они значат для коренных северян, и что дает языческим святилищам этот статус?
Северяне много веков приносят сюда свои дары в надежде, что местные боги и духи исполнят их желания. Священные места Ямала. На сегодняшний день их 46. Совсем недавно в этот список вошли 11 новых. Все они - яркий пример гармонии человека и мира, в котором он живет.
Добраться до священных мест Ямала простому обывателю невозможно. Эти места недаром называются сакральными. Сами коренные жители туда наведываются нечасто. Для этого должен быть весомый повод.
Итак, статус объектов культурного наследия регионального значения присвоен четырем местам: “Хада пэ” – “Старушка камень” в Приуральском районе, “Хорлор” - “Быка-оленя озеро” в Шурышкарском, “Сэр-нго Ирико” – “Старик ледяного острова” и “Ямал хэ хэ” - “Края Земли богиня” в Ямальском районе. Еще 7 территорий получили статус объектов культурного наследия муниципального значения. С каждым таким местом связано поверье. К примеру, “Хаде пэ” - “старушка камень” посвящено главному ненецкому богу Нуму. Из этого места молитвы до него доходят быстрее всего. Одно из особо почитаемых мест “Сэр-нго Ирико” – “Старик ледяного острова” - расположено на острове Белый.
«Считается, что если оставляешь дар, то ты можешь взять ранее оставленный, который уже напитался священным духом для того, чтобы он хранил твой род, семью. - рассказывает Елена Дубкова, руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО. - Люди верят, что принесенные оттуда культовые вещи помогают в поиске оленей».
Родная земля поддержит, даст надежду, напитает жизненной силой. В этом и сегодня уверены ненцы, ханты, коми.
«Мы живем неблагополучно - распри, ссоры, негодования. Мы хотим правды, света, добра, любви, желание благоустроиться и счастья на века. Для этого святые места существуют», - поясняет Леонтий Тарагупта, исследователь языка и культуры ханты.
В священные места ранее не допускались чужаки, да и теперь попасть туда можно только с провожатым. Статус объектов культурного наследия ставит этнические святилища под защиту государства. Отныне в их границах запрещена любая хозяйственная деятельность. И общаться с богами и духами этой земли никто ее людям уже не помешает.