Специалисты рассказали о важности сохранения истории 501 стройки
70 лет назад прямо по льду Оби первый железнодорожный состав прибыл из города Лабытнанги в Салехард. Этим уникальным событием завершился тогда первый этап строительства 501-й железной дороги Чум – Салехард - Игарка. А 30-го июля в окружной столице открылся настоящий ж/д вокзал.
«Пригласили людей, их катали на паровозе на открытых платформах. 14 платформ. Иван Истомин - художник, корреспондент газеты «Красный Север» об этом сделал репортаж, мы нашли эти рисунки, опубликовали их. И людей катали до станции «Полябта» на женскую колонию – это 5 километров. Где сегодня аэродром находится в Салехарде - в восточной части и обратно», - говорит Геннадий Сысолятин, краевед.
Стройка номер 501 – это не только рельсовая дорога. Руками заключенных было построено пять сотен служебных и жилых зданий, от которых сегодня почти ничего не осталось. До наших дней дожили только три – архив 501-ой стройки, здание начальной школы и театра.
Сохранить этот период истории важно – и не только в документах. В окружной столице уже много лет мечтают о создании специального музея.
«Должны работать специально нацеленные на это профессионалы. Это должно быть отдельное учреждение и тогда мы получим результат. И именно тогда мы получим возможность приглашать сюда кого-то со стороны, чтобы показать, какая у нас культура и какая у нас история», - считает Алексей Мазурин, заведующий отделом новой и новейшей истории МВК им. И.С. Шемановского.