Уникальный маршрут и большие деньги ради благополучия аборигенов Севера

Уникальный маршрут и большие деньги ради благополучия аборигенов Севера

От Яр-Сале до пролива Малыгина за 7 дней. В Ямальском районе впервые прошла уникальная экспедиция — не географическая, а скорее социальная. Аборигенам Восточной части Ямала на дрова, топливо и медицинские аптечки выделили в этом году беспрецедентную сумму — 3 миллиона рублей.

Задача путешественников проверить доходят ли эти деньги до отдаленных стойбищ, хватает ли бензина оленеводам, чем и как живут коренные жители на факториях. Группа из 20-ти человек на 10-ти снегоходах и трёх треколах со скоростью 30 километров в час преодолевала снежные преграды, чтобы выполнить свою социальную миссию.

Экспедиция охватывает всю восточную часть полуострова Ямал, едем по 12–15 часов в день, на коротких перевалах отдыхаем в чумах и машинах.
Случаются и серьезные поломки, тюменские «Петровичи» оказались не самыми надежными помощниками — часто ломаются. «Летит» сальник, и топливо льется на раскаленный мотор — благо есть сварочный аппарат, а наши водители мастера на все руки и те еще оптимисты.

«Мы живём на Севере. Все трудности мы всегда преодолеваем сами», — бодро говорит водитель Евгений Ладукай

На торгово-закупочной точке Юдын-то дела идут хорошо, видно, что индивидуальный предприниматель Николай Минаев работать умеет. За несколько лет тобольчанин расширил свой бизнес, обеспечивая продовольствием тундровиков и принимая продукцию оленеводства. Но не остановился и пошёл дальше, получив квоту на вылов рыбы, тем самым обеспечив малооленное население работой.

«Самому развиваться больше всего, имидж наверное уже создаётся какой то, вовремя выполняем всё»,- отмечает индивидуальный предприниматель Николай Минаев

Парадоксально, но на соседней фактории Яро-то, дела идут гораздо хуже, она не приносит прибыль оленпредприятию «Ярсалинское» и явно ему в тягость, и наверно встанет вопрос о её передаче в одни руки.

А это уже нитка нефтепровода тянется в обозримую даль на все 103 км, в скором будущем новопортовскую нефть будут перекачивать на мыскаменский рейд, а там уже доставлять танкерами потребителям Азии и Европы. Оленеводы уже свыклись с масштабной работой на их владениях, и все же заранее беспокоятся — а будут ли все 27 переходов для оленей удобными и в нужных местах?

Хатяко Езынги, советник Главы МО Ямальский район предполагает, что «По ходу строительства трубы, наверное будем вносить предложения, потому что трубу ставить на одинаковой высоте разницы нет — передвинуть на километр или на два».

Искореженные техникой тела оленей лежат на обочине… Сотни машин обслуживают нефтяную и газовую промышленность региона, и часто случается так, что сбивают несчастных животных. Уже в чуме Петр Яптик жалуется, 15 тысяч за каждую потерю ему никто не заплатит.

По пути заезжаем в Тамбей, сегодня фактория в удручающем состоянии — отголоски 90-х здесь до сих пор живы. Но есть повод для большой радости, с весны начнется восстановление точки и рекультивация земель. Уже завезены сборные дома для персонала, появятся новые электрогенераторы и самое главное — заправочная станция для оленеводов.

Одна такая есть чуть севернее. На Яхады-Яхе оленеводы уже 4 дня ждут завоза продуктов и топлива из Сабетты. Община «Илебц» со взятыми обязательствами справляется с трудом. Наконец на горизонте появляются машины. Идут тяжело, дороги нет, как и погоды, за двое суток еле-еле прошли 40 километров!

Заправляются под завязку, ведь сегодня не только олень кормилец, но и снегоход. Простой обыватель часто ворчит — жируют мол, вон какую навороченную технику покупают. Но не все знают, какой ценой она достается. Многие семьи годами недоедают и ущемляют свои желания ради надежной и быстрой техники. Купишь старую рухлядь — оставишь семью в нищете. Бензин тоже дорогущий — 13 тысяч рублей за бочку, или больше 60-ти рублей за литр. Да и продуктов часто не хватает, и стоят они в 3 раза дороже тех же салехардских.

Николай Хоротэтто, оленевод частник сетует «Машины редко приходят с продуктами, бензина нет, соляры нет». Кстати, общине субсидируют сложнейшую доставку, покрывая расходы, но цены для оленеводов от чего-то не снижаются. Этот вопрос уже прорабатывается.

Тем временем к экспедиции присоединяются новые участники, Андрей Кугаевский, глава Ямальского района возглавляет группу, которая устремляется на север к десяткам чумов: «Люди задают абсолютно простые, чёткие вопросы власти: сбор детей, снабжение, регулярная работа фактории, а самое главное это конечно сбор и развоз дров. Мы привезли экспериментальные дрова в тундру — и буквально на двух маленьких брикетов хозяйка сварила чай».

Проехав 1200 километров, мы убедились, что жизнь в арктической тундре не стоит на месте. Одни события стремительно сменяют другие. И здесь живут сильные духом люди, которые болеют за свой край. Им требуется только самое необходимое, большего они не просят.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика