Школьная власть в руках учеников. Салемал дает пример самоуправления подростков
Школьная власть – в руках школяров. В образовательном учреждении поселка Салемала педагоги дали своим подопечным возможность самим управлять делами школы. Ребята самостоятельно решают внешкольные вопросы и даже создали свое ученическое сообщество.
Своя морская флотилия в Салемале появилась три года назад. После реформы ученического самоуправления. Во главе стоит адмирал, его избирают ежегодно общешкольным голосованием. Обязанности каждого члена совещательного органа – Совета Адмиралтейства - расписаны в особом положении. Например, механики ведут бухгалтерию – заполняют сберкнижки вкладчиков банка «Морская миля».
Президент банка не скрывает, зарабатывает он хорошо. За три месяца можно обогатиться на 300 румбов. Но должность дается не просто так, Павел за секунды складывает в уме трехзначные цифры. Положение обязывает к отличному знанию математики. Правда румбы, как простым вкладчикам, так и Президенту начисляются только по заслугам: хорошая учеба или активное участие в мероприятиях.
Адмирал – посредник между педагогическим коллективом и учащимися. Которые вправе вносить свои предложения в устройство общешкольной жизни. По мнению взрослых, подобный диалог – мотивирует ребят на личностный рост и помогает усовершенствовать образовательный и воспитательный процесс. «Они пробуют себя в различных видах деятельности, учатся коммуникации: учатся общаться со сверстниками, со взрослыми, находить общие пути решения. Все это работает на будущее, и они чувствуют себя взрослыми», - отмечает Оксана Барышникова, заместитель директора по воспитательной работе школы-интерната имени Володи Солдатова.
Сейчас Совет адмиралтейства лоббирует предложение, включать на переменах музыку, директор добро дал, теперь дело за выбором репертуара. То, что салемальские школьники могут приходить один раз в неделю, по субботам, в свободной форме – тоже компромисс, ставший возможным благодаря ученическому самоуправлению. Вне закона – только спортивные костюмы и пляжные топы.
Для учителей – это этнопедагогический чум, а для ребят - очаг и дом. Старшеклассницы из профильного педкласса помогают своим младшим сестрам и братьям осваивать то, чему уже научились сами. И это тоже – путь к самостоятельности. Подросткам дают почувствовать, что им доверяют самое дорогое - детей. «Девочки между собой общаются без стеснения. Самое главное - у нас в тундре взаимопомощь, поэтому девочки помогают, в тундре принято всегда слушаться старших», - говорит Светлана Пуйко, учитель ненецкого языка школы-интерната имени Володи Солдатова.
Само явление ученического самоуправления появилось не сегодня, и не вчера. Вспомните Республику ШКИД. Нелегко было обуздать буйную ораву подростков, сызмала привыкших к вольной жизни. Многие воспитатели выглядели младенцами по сравнению с богатыми биографиями своих птенцов. Конечно, нынешний школьный коллектив двумя воинствующими лагерями не назовешь. Изменились времена, а с ними и обстоятельства. Педагогическая наука или сама жизнь, но что-то научило взрослых и детей слушать и слышать друг друга.