Роман с камнем. В ямальской столице появился чудо-асфальт
Четыре года назад некоторые окружные дороги построили по новым технологиям, используя уникальный асфальт. По своей прочности он способен выдержать любую нагрузку автомобилями и погодой. Новое полотно еще даже ни разу не ремонтировали – нет нужды.
Оказывается, и на вечной мерзлоте можно строить качественные, и главное долговечные дороги.
«Данная дорога уже эксплуатируется четыре года. В Салехарде таких дорог в этом году было построено порядка пяти с половиной километров», - отметил Александр Хомутовский, заместитель генерального директор по строительству ЗАО «Партнер».
Что же за чудо-асфальт такой появился, наконец, в столице Ямала?
«Мы, пытаясь ухватиться за самые новые передовые технологии, шли к освоению выпуска щебёночно-мастичного асфальта. Первый раз мы попробовали его в 2011 году на автодороге Салехард-Надым. В 2012 году мы уже применили его в городе», - пояснил Валерий Папаяни, генеральный директор ЗАО «Парнер».
Дороги, построенные по новой технологии, ремонтировать ещё не приходилось. По прочности арктический асфальт намного превышает обычные показатели. А по морозостойкости ему вообще нет равных: как уверяют специалисты, в крайнесеверных условиях его можно замораживать и размораживать четыреста раз!
«Он работает хорошо и при высоких, и при низких температурах. На нём меньше колейности. Потому что каркас жёсткий – продавливается меньше под колёсами. И сроки износа у него гораздо выше, чем у простого асфальтобетона», - рассказывает Людмила Бобрик, начальник строительной лаборатории ЗАО «Партнер».
Так почему же в городе до сих пор ежегодно из года в год латают одни те же дорожные дыры? Может, мощность завода маловата?
«Данная асфальто-смесительная установка имеет производительность 120 тонн асфальтобетонной смеси в час. Если более понятно – это каждый час из-под завода выходят шесть полных Камазов 20-тонных», - говорит Александр Грищенко, начальник асфальтобетонного завода ЗАО «Партнер».
Как видите, современное производство способно удовлетворить самых взыскательных потребителей.
Да, конечно, хороший автобан стоит дороже. Но ведь и простоит такая дорога намного дольше. Изюминка этого асфальта – щебень из кварцевых диоритов, которые добывают на Подгорненском месторождении Полярного Урала.
В полукилометре от карьера установили современнейший дробильно-сортировочный комплекс.
Булыжники, после того как их измельчат три раза в дробилке, превращаются в маленькие камушки.
Роман с этим камнем начался с прошлого века. Его закупали, чтобы строить города, подверженные землетрясениям. И в советские годы щебень с ямальской пропиской был в дефиците. Но сегодня, увы, дороги строить стараются как можно дешевле. Вот и пролёживают прямо сейчас на складе салехардского предприятия сто тысяч тонн уникального строительного материала.
- Какова мощность этого комплекса?
- 250 тонн в час.
- Ужас! Это можно весь Ямал завалить этим щебнем, наверное?
- В принципе, да! Были бы заказы, – прокомментировал Николай Деркач, главный инженер ЗАО «Партнер».
И всё-таки в Арктике не обойтись без дорог, которым нипочём ни заполярная стужа, ни плавающий грунт вечномёрзлых пород. Недавно новая разработка салехардского завода получила лицензию на использование в аэропортах. А совсем скоро здесь начнут производство и пористого асфальта, на котором даже лужи не держатся.