Рифат Сабитов: блогеры транслируют далеко не всегда безобидную информацию для миллионов
«Меры пока оказываются бесполезны для контроля фактического рекламного контента, размещаемого блогерами на площадках социальных сетей, видеохостингов и мессенджеров»
Открывая дискуссию в Общественной палате РФ на тему борьбы с незаконной рекламой у блогеров и стримеров председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов отметил постоянно увеличивающееся влияние популярных блогеров на аудиторию, особенно — детскую и молодежную.
По его словам, блогеры становятся проводниками идей и моделями для подражания, транслируя далеко не всегда безобидную информацию для миллионов подписчиков и все это происходит при потворстве администраций платформ.
«Безусловно государство стремится регулировать рекламу в интернете, на это направлены последние законодательные решения, вступившие в силу в сентябре прошлого года — это создание операторов рекламных данных под контролем Роскомнадзора, обязательства передавать информацию о рекламе для присвоения ей идентификатора, однако эти меры пока оказываются бесполезны для контроля фактического рекламного контента, размещаемого блогерами на площадках социальных сетей, видеохостингов и мессенджеров» — отметил Сабитов.
В ходе работы круглого стола «Осторожно: опасно! Размещение блогерами незаконной рекламы как социальная угроза» Лига безопасного Интернета обратилась в Федеральную антимонопольную службу и Роскомнадзор в связи с незаконной рекламой онлайн-казино и букмекерских контор у 15 крупнейших блогеров.
Глава Лиги безопасного Интернета Екатерина Мизулина подчеркнула, что необходимо внести поправки на законодательном уровне, так как на данный момент закон предусматривает очень низкие штрафы для физических и юридических лиц за рекламу онлайн-казино. Эти суммы ничтожно малы в сравнении с полученной прибылью: иногда это 120−200 млн рублей для отдельного блогера за рекламную кампанию.
«Закон должен предусматривать штраф, но при повторном нарушении ответственность должна быть существенной, вплоть до уголовной. То же самое относится и к рекламе букмекерских контор, которые не имеют лицензии и работают незаконно на территории России», — заявила она.
Ее поддержал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Артем Кирьянов, который заявил, что люди, которые действуют в черном и сером сегменте, как правило, попыток стать добросовестными налогоплательщиками не предпринимают.
«Сегодня мы не имеем реальных цифр дохода, который приносит блогерам нелегальная реклама, хотя наблюдаем ее фактически в каждом посте, видеосюжете, комментарии. Необходима статистика, та экспертная оценка, которую нам удалось сделать в рамках Российского Союза налогоплательщиков, сколько теряет бюджет Российской Федерации, она начинается от 30 млрд рублей в год», — сказал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Артем Кирьянов.
В ходе обсуждения участники подтвердили информацию, что многие из тех, кто рекламируют казино и наркоплощадки, активно собирают средства для поддержки Вооруженных сил Украины. Такие прецеденты, подчеркнули эксперты, свидетельствуют о необходимости формирования в обществе культуры поведения в сети и разработки конструктивного подхода к решению данной проблемы, что должно стать одной из приоритетных задач государственной политики нашей страны.
Фото: ОП РФ