Развеиваем мифы о мессенджере MAX
Четыре мифа о новом мессенджере МАХ: подробный разбор

Фото: Freepik
Авторские материалы, основанные на разоблачении мифов о мессенджере МАХ.
Миф № 1
Разработанный VK по заказу Минцифры РФ мессенджер при установке без разрешения пользователя интегрируется сразу во все функции смартфона, работая как агрессивная шпионская программа. На операционной системе Android мессенджер MAX встраивается в системный уровень и считывает все данные, хранящиеся на телефоне.
Разоблачение
MAX, как и любые другие мессенджеры, запрашивает только те разрешения, которые критически важны для корректной работы приложения – например, доступ к контактам необходим для общения, к микрофону и камере – для совершения видеозвонков, к хранилищу – для отправки файлов и т. д.
Если сравнить с другими популярными приложениями: у WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской) – 85 разрешений, у Telegram – 71, у MAX – 63. Перед публикацией в официальных сторах приложение проходит обязательную проверку, в ходе которой магазины оценивают обоснованность запрашиваемых разрешений.
Миф № 2
MAX с использованием возможностей искусственного интеллекта будет оформлять «доносы» на россиян за использование VPN-сервисов и чтение экстремистских материалов.
Разоблачение
Ложное (искусственное) утверждение, равноприменимо к любым мобильным приложениям, как иностранным, так и российским. В России де-факто у большинства граждан установлены (и активно используются) приложения, созданные государственными организациями и компаниями – Сбер, ВТБ, Госуслуги и пр. При этом никаких прецедентов, свидетельствующих о фактах внедрения в них ИИ в целях оформления доносов и подобной деятельности, не было.
Миф № 3
В целях защиты личных данных необходимо использовать второй телефон, на котором будет только MAX в случае его обязательной установки. Законодательные требования по обязательной установке гражданами MAX на устройства отсутствуют.
Разоблачение
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (закон о предустановке ПО) MAX включен в перечень ПО (в категории «мессенджеры»), устанавливаемого на новые устройства, поставляемые в Россию из-за рубежа.
Мера направлена на обеспечение равных конкурентных условий для российских и иностранных разработчиков ПО. Обязательства для граждан по обязательному использованию предустановленного ПО, включая MAX, законом не предусмотрены.В части защиты данных MAX использует стандарт индустрии – TLS-шифрование. При этом данные MAX хранятся в российских дата-центрах и не передаются за пределы РФ.
Миф № 4
MAX является предпосылкой к появлению «цифрового рубильника», позволяющего властям ограничивать доступ к информации в случае роста социальной напряженности. MAX – это элемент будущего изолированного сегмента сети Интернет под полным контролем Кремля.
Разоблачение
Создание MAX направлено на обеспечение цифрового суверенитета страны и не предполагает изоляции российского сегмента сети Интернет. Развитие на национальном уровне больших цифровых интеграционных платформ является глобальным мировым трендом.
В России практически во всех сегментах наиболее популярны национальные платформы (поиск – Яндекс, соцсети – ВК/ОК, видео – ВК/Рутуб). В самой массовой категории мессенджеры исторически доминировали иностранные сервисы (WhatsApp(принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской), Telegram). Данные платформы систематически нарушают российское законодательство, используются для совершения деструктивной и противоправной деятельности.
При этом платформы очень выборочно идут на контакт, что затрудняет борьбу с мошенничеством, фейками и другими угрозами для российских пользователей.
С момента включения в реестр социальных сетей Telegram не исполняет все обязанности владельца социальной сети, предусмотренные федеральным законом. За это в 2023–2025 годах 11 раз была инициирована процедура привлечения Telegram к административной ответственности.
С учетом этого создание Мax — естественная мера со стороны государства. Цель — обеспечить граждан доступом к безопасным цифровым коммуникациям на национальном уровне.