Прикоснуться к истории без отрыва от труда. Субботник на памятнике 501 стройке
Субботник посреди недели устроили общественные активисты Салехарда. 14-ти школьникам, подрабатывающим на благоустройстве города, предложили очистить от мусора и травы участок печально известной 501-й стройки. Без отрыва от основных занятий они смогли прикоснуться к реальной истории здешних мест.
Мальчикам - грабли с лопатами, девочкам - перчатки. Пятиминутная планерка - и к делу. В ближайшие пару часов 52 метра сохранившихся рельсов надо освободить от травы и дерна: участок «мертвой» железной дороги Чум - Салехард - Игарка совсем порос бурьяном. Место это особенное. Трансарктическая железнодорожная магистраль от Урала до Енисея строилась с 1947 по 1953 год. Полторы тысячи километров дороги должны были обеспечить развитие сибирского Севера, связав в единой транспортной схеме Обь и Енисей. Но сразу после смерти Сталина проект был остановлен. Дату для краеведческого субботника выбрали не случайно: 15 июля 1953 года движение поездов от станции Салехард на восток было окончательно закрыто. Это место охраняется государством как региональный объект культурного наследия. Большая часть рельсов была демонтирована и продана на металл в начале 80-х прошлого века, еще до присвоения дороге статуса памятника.
"Охотников за «ничьим» добром теперь меньше", - рассказывает Раиса Суханова, начальница ионосферной станции, здание которой - в двух шагах от исторического объекта. Раиса Суханова - старожил Салехарда. «Сейчас уже есть охранники рядом - это наша станция. Все мы, дежурные, смотрим, чтобы никто не украл ни одной рельсины».
У многих пришедших на субботник свои воспоминания об этой дороге. Раиса Дмитриевна вспоминает, как на дрезине ездили по ней за грибами и ягодами. А для тогдашних мальчишек это вообще был любимый аттракцион. Взрослые мужчины ездили по рельсам на охоту.
«На дрезине люди ездили до Надыма. Дрезины тут было много: люди сами ремонтировали, что-то сочиняли», - поделился воспоминаниями журналист Всеволод Липатов.
За такими историями дело у ребят пошло на славу. Не прошло и двух часов, как на обочине выросли мусорные пакеты - ровно 53 штуки. Результат уборки налицо – рельсы знаменитой 501-й теперь видно со всех сторон. А молодежь узнала, как жили на Севере люди, когда никого из этих ребят еще не было на свете.