По инициативе школьников Салехарда на берегу Полуя появилась инсталляция в память о 501 стройке

События, связанные с возведением «Сталинской» дороги, исследуют учителя и ребята школы №2. При поддержке учреждения «Центр развития внешних связей» на берегу Полуя появилась инсталляция. Подробности на vesti-yamal.ru

О том, что в 90 километрах от окружной столицы или в четырех часах пути на катере по реке Полуй есть особое место, связанное с историей 501 стройки, до сих пор знали немногие.

«В сознании многих из нас сформировалось такое убеждение о том, что это связано с тяжелой не очень красивой историей. Хотя не бывает истории, красивой и не красивой вот с тем, что дорогу строили заключенные. Эта стройка была элитной. Здесь лучше кормили, здесь год за полтора шел. Если, в общем, говорить на эту стройку желали попасть», - сказала Елена Сивицкая, директор школы №2 г. Салехард.

Подробное знакомство с судьбой «мертвой дороги» и ее строителей ребята второй школы вместе с учителями начали еще в 2007 году. Они изучали и профессиональные инженерные решения своих дедов и прадедов, строивших магистраль и мосты на болотах.

Читайте также: 501 стройка своими глазами: забытые места ГУЛАГа сможет увидеть каждый

Во время экспедиции школьники тогда нашли и рельсы. Самая зрелая находка датирована 1888 годом, она отлита из Демидовской стали.

«Данная рельса 1918-го года. Производство Демидово. Эта сталевары, начинали при Петре 1. Пушки отливали корабельные. Ну вот дошло и до рельса. Ей больше ста лет», - рассказал Александр Липинцев, волонтер.

Как эти рельсы ушли в размоину прямо на берегу реки, так и канули, как будто в Лету, а именно в Полуй, судьбы и жизни людей, строивших эту железную дорогу. Память о них теперь хранит историческая инсталляция.

Смотрите также: На Ямале в объектив камеры попал щенок песца ВИДЕО

Группа волонтеров установила ее в нескольких метрах от железнодорожного разъезда «Растущий». Именно на этом месте 70 с лишним лет назад жили заключенные и вольнонаемные рабочие.

Сейчас от деревянных строений практически ничего не осталось. Только сгнившие бревна и ржавые бочки. На путях железной дороги два года назад Сергей Романов обнаружил 21-одно метровый семафор. Решил восстановить.

«Здесь когда-то действительно семафор стоял. Мы его привезли из далека. Все металлические изделия, части собраны со всего Полуя. Из Горного Полуя привезли вагонетку. Рельсы мы нашли в метрах 300 отсюда. Эту часть от семафора мы принесли с Поречья», - прокомментировал Сергей Романов, художник -дизайнер учреждения «Центр развития внешних связей».

Смотрите также: «Вести Ямал». Итоговый выпуск

Нашли стрелку и основные орудия того времени -кирку и лопату. Учитывая отдаленность, работа по установке оказалась задачей не из легких, но справились с помощью Салехардского речного порта. Волонтеры продолжают дополнять инсталляцию и сейчас. В этом году появились манекены людей. Их кузнец вырезал из металла.

Со времен строительства «Сталинской» дороги прошло больше полувека, но северяне продолжают хранить память о тех событиях. История многих семей связана с 501стройкой, как и у Сергея Романова. В силуэте женщины с пилой, например, он изобразил свою бабушку.

Читайте также: Производственный календарь: выходные и праздничные дни в июле 2021 года

Ещё по теме

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика