Откуда в стене иконы? Первые выводы о находках в купеческом доме

Октябрь прошлого года запомнился жителям округа сенсацией, которую преподнесла старая купеческая усадьба в историческом центре Салехарда. Во время реставрации дома в одной из его стен были найдены 5 икон. Когда был сделан тайник? И чьему авторству принадлежит громкая находка? На эти и другие вопросы ищут ответы эксперты из разных сфер.

Вердикт искусствоведа - конец 19 века. Масляная живопись и исполнение в академической манере - характерные приметы времени. Несомненно иконы представляют историческую и художественную ценность. А вот с версией о принадлежности к ишимской иконописной школе, как предполагалось ранее, эксперт соглашаться не торопится.

«В Ишиме была очень крепкая мастерская Багишева, но те аналоги, которые мы знаем, они были, более упрощенные. На тех Багишевских иконах, которые известны, мы не видим такой разделки одежд»,- отмечает кандидат искусствоведения г. Тобольск Марина Смирнова.

Задача - описать состояние и дать рекомендации. Результаты экспертизы решат дальнейшую судьбу. Сохранность - удовлетворительная. Больше всего «руинированию», то есть разрушению, подвергся один из ликов Господа Вседержителя. Но реставрации подлежат все иконы без исключения. Хотя, в следах бытования есть своя прелесть.

«На одной из икон видно ожег от лампады, на живописи он сохранился»,- говорит Марина Смирнова.

Своё расследование, с момента обнаружения находки, вела Елена Дубкова. На её столе – копии уникальных документов. Дело Обдорского комитета о постройке каменной церкви. Из переписки с Тобольским начальством видно: местные священнослужители обратились к услугам Готлиба Цинке, который на тот момент имел официальный титул епархиального архитектора.

«На десяти листах описывается всё: как должен быть выполнен иконостас, условия доставки, оплаты. Здесь даже оговорено, что в случае просрочки исполнения обязательств, уплачивается штраф»,- рассказывает первый заместитель директора Департамента культуры ЯНАО Елена Дубкова.

Многое сходится. Сусальное золото самой высокой - 96 пробы, тип древесины – кедр и липа. Лики Божьей матери, Николая Чудотворца и Господа Вседержителя – вот условия, предъявляемые обдорянами к иконостасу новой церкви. Однако тобольских иерархов смутила цена.

Восемь тысяч - слишком дорого для сельского храма. Но упорство архитектора, Богдан Богданыча, так на русский манер называли немца, – позволило довести дело до конца. Процедура торгов затянулась на три года. В итоге иконостас обошелся в 11 тысяч рублей. Осенью 1894 года храм уже осветят. Из документов следует – иконы делала мастерская Кожевникова в Екатеринбурге. И это, по мнению искусствоведа, больше соответствует действительности. Но на заказ ли?! Смущает наличие одинаковых ликов. Возможно привезли то, что было уже готовым на продажу.

История происхождения пока только проясняется, а вот выяснится ли она до конца?! Таким находкам, как правило, налета тайны уже не стряхнуть.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика