От войны на Край Земли
В одночасье потерять всё – дом, работу, родину. Беды, в которой оказались сотни тысяч украинских семей, никто не ждал. Война не спрашивала разрешения перед тем, как войти в жизнь людей.
Спасаясь от бомбежек и обстрелов, украинцы бегут даже на Ямал. Вот только начать всё с чистого листа очень непросто.
Вынужденные переселенцы из юго-востока Украины: супруги Александр и Татьяна Шапкины, а с ними двое сыновей - Владимир 16 лет и семилетний Илюша, в Новом Уренгое уже две недели. Приютил их самый старший Шапкин — Анатолий. Всю жизнь он проработал на Севере, собирался на заслуженный отдых. Но, когда узнал, о ситуации, в которой оказался родной брат с семьей, предложил, что смог — комнату в 9 квадратных метров, автомобиль и свое радушие. «Они ситуацию мне объяснили. Я говорю у меня скоро отпуск. Я приеду вас заберу. Там ведь, вы сами понимаете, Горловка рядом. И Нелеповка — вся разбита почти», - говорит Анатолий Шапкин.
Покидали родную Нелеповку, когда ее только начали обстреливать. «Бежать предложили сами ополченцы», - рассказывает Александр. Именно они предупредили о предстоящих бомбежках. «Спасай детей, говорит. А тем более сын мой ополчению помогал. На блок посту там и покрышки тягал... Даже не знаю можно это на камеру говорить нет. Он делал коктейли Молотова. Мы ж до них не пришли. Они на нас войной пошли на юго-восток», - говорит Александр Шапкин.
Отработав тридцать лет в шахте, Александр не успел оформить пенсию. У Татьяны — за плечами осталось 24 года работы на химкомплексе. Недоучился в училище Владимир. Собирался в первый класс Илюша. Все нажитое годами - пришлось оставить. «У нас дом большой был и хозяйство. У нас было сто кроликов, которых выпустили, нутрии, куры и утки, и огород большой был, сено уже накосили животным. Собирались жить, а не уходить», - говорит Татьяна Шапкина.
Границу переходили порознь: отец — с младшим, а мать — со старшим сыном. Анатолий, как и обещал, встретил родню и привез на Север. Сейчас они вместе — и это главное. Но вот места в квартире брата им, явно, не хватает. На ночлег старшие Шапкины вот уже двенадцать дней к ряду отправляются в машину. Здесь у каждого свое место. У Татьяны — заднее сиденье и спальный мешок. У братьев свои спальные углы. Уснуть удается не сразу.
Историю этой семьи Александр Панкратов узнал в пункте сбора гуманитарной помощи. Он никогда не был общественником. Просто на этот раз, не смог остаться в стороне. «Город тут вряд ли потянет. У нас нет маневренного фонда, насколько я слышал. Тут не администрация, тут я к людям обращаюсь, которые бизнесмены, предприниматели. Может, у кого-то даже дача есть, которая пригодна для жилья. Хотя бы на первое время», - сказал Александр Панкратов.