Охота и народная медицина в рамках школьной программы
Вернуться к корням или жить поближе к цивилизации? Рано или поздно этот вопрос встает перед каждым учеником школы-интерната.
За годы обучения и жизни в поселке дети привыкают к комфорту и забывают о самых обыденных делах и обязанностях тундры. Чтобы этого не происходило, в Тазовской школе-интернате ввели дополнительные часы. Ребят ждут уроки охоты, рыболовства и даже народной медицины.
Кусочек тундровой жизни прямо во дворе школы-интерната. В этом чуме в прошлом году проходили уроки, классные часы, олимпиада по краеведению, семинар по этнопедагогике. А главное, здесь тундровые дети смогли почувствовать себя как дома. За учебный год в чуме побывали более 500 человек – ученики школы-интерната, детских садов, средней школы, дома «Надежда». Это - часть экспериментального проекта «Формирование образовательной среды на основе этнопедагогики».
Там огромная работа ведётся. Там запущен проект «Люби и знай родной край». Оформлены стенды, уголки, мини-чумы поставлены в группах, где проживают малыши»,- рассказывает Ольга Супренкова.
Бисероплетение, шитьё и изготовление узоров – для кропотливых, национальные танцы и песни на родном языке – для музыкальных, традиционные виды спорта – для выносливых и сильных. Дети школы-интерната впитывают ненецкую культуру не только в учебные часы, но и во внеурочное время. Для значительной их части эти занятия с окончанием школы останутся в прошлом, для других – например, тех, кто вернётся в тундру - станут частью повседневной жизни.
На песках кипит обычная жизнь – женщины на хозяйстве, мужчины – на промысле. Такое будущее для себя выбрали почти полсотни выпускников. Окончив школу, девятиклассники сразу уехали в тундру на постоянное место жительства. «В этом году после 9 класса поступили в учреждения среднего профессионального образования 78 человек. В 10-е классы пошли дети продолжать обучение 110 человек», - отметила начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы департамента образования Наталья Пахомова.
Среди 11-классников, выпускников школ-интернатов процент тех, кто сразу готов вернуться в тундру, оказалось значительно меньше – всего 3 человека. Остальные выбрали для себя другую дорогу.
«В учреждения высшего профессионального образования поступили 79 человек. Но это не только школа-интернат, это все школы района. В учреждения среднего профессионального образования - 40 человек. Большинство ребят из школ – интернатов поступают в учреждения для получения профессии специалиста», - сказала Наталья Пахомова.
Сегодня эти молодые люди получают образование в ямальских колледжах и уже через несколько лет вернутся в район профессиональными автотехниками, поварами, портными, судоводителями, медиками и педагогами.