Новую версию происхождения названия города Лабытнанги выдвинул учёный из Салехарда
В начале 19 века на Ямале появилось стойбище Лабытнанги – и это подтверждено историками. В переводе с языка ханты Лабытнанги переводятся как «Семь Лиственниц». Эту красивую легенду знает каждый, кто проживает в городе. Но, есть и несогласные. Ученый из Салехарда, например, имеет свои основания развенчать устоявшийся миф.
Необычные, похожие на канделябры многоствольные лиственницы – явление незаурядное. Именно такому дереву с семью стволами поклонялись первые жители города Лабытнанги, считает Валерий Ольшевский.
«Такое многостволие - вещь очень редкая, которая вызывает удивление, восхищение, что может явиться предметом поклонения, для обрядов», - говорит Валерий Ольшевский.
Жертвенное место не сохранилось, но свое имя город получил благодаря одной семилиственнице. Эта гипотеза появилась у мужчины несколько лет назад. И она отличается от того, что говорят музейщики и краеведы.
Свое начало город Лабытнанги берет здесь в коми-деревне, впрочем, как и название, которое дали ему в честь семи лиственниц, которые стояли на берегу протоки Выл-Посл.
Три рядом стоящих дерева сохранились до сих пор, а четыре, которые росли по соседству, до наших дней не дожили. Красивую легенду о том, что название городу дал первый человек, приехавший в эти места знают все местные дети со школьной скамьи.
«Согласно этому мифу у ханта Пулхаики было 7 дочерей, о которых напоминали ему эти лиственницы. Оказывается, дочери умерли от страшной болезни когда-то, а он приходил и ухаживал за этими лиственницами. И когда он приходил, они склоняли свои ветви и ему казалось, что его дочери разговаривают с ним», - рассказала Оксана Дзюман, заместитель директора по научной и просветительской работе МБУК «Городской краеведческий музей».
Предположение Валерия Маковича сотрудники лабытнангского музея опровергли. У них свои аргументы: дневник путешественника-этнографа Стефана Сомье, которые описал семь лиственниц. Но одно жертвенное дерево, стоящее отдельно он все-таки выделял. Поэтому местные краеведы считают, что салехардец просто смешал несколько тезисов.
Истина в этом споре так и не родилась. Музейщики поверят только документальным подтверждениям. Совсем скоро, на территории коми-деревни будут проводить раскопки. Возможно, они приоткроют таинственный занавес не только на количество священных лиственниц. Ведь никто не знает, что скрывает в себе земля первых поселенцев.